200-летие Тараса Шевченко
Музей Т. Шевченко в Каневе
Осенью 2014 года в составе делегации «Мир Паустовского» я отправился в Черкассы, чтобы принять участие в конференции, посвящённой 200-летию со Дня Рождения Великого Кобзаря, поэта и писателя - Тараса Григорьевича Шевченко. Встретили нас очень радушно, разместили в лучшем виде - на время, поселив в общежитие Черкасского Национального университета им. Б. Хмельницкого.
На следующий день из Черкасс комфортабельный автобус с нашей одесской делегацией , преподавателями Черкасского Национального педагогического университета и Учебно –научного института иностранных языков отправился в Канев.
По дороге к нам присоединялись всё новые и новые участники научной конференции.
Спустя час мы въехали на территорию Каневского Национального заповедник, где сошли с автобуса. Дальше наш путь пролегал на Тарасову гору. У её подножия местные жители продавали цветы и сувениры. Купив несколько букетов, по лестнице мы устремились наверх. Мне тут же вспомнились строчки одесского поэта Вадима Скоромовского:
Отсюда с вершины горы открывается потрясающий вид на окрестности.
Затем мы мы направились к памятнику, где возложили наши букеты на могилу Тараса Григорьевича Шевченко.
Историческая справка:
Как позднее мы узнали от экскурсовода: что новейшая история Монашеской горы в Каневе началась 22 мая 1861 года, когда здесь похоронили Тараса Шевченко — по его завещанию. Сразу же каневцы переименовали её в Тарасову.
Летом 1884 г. на ней за народный счет построили первый народный музей Кобзаря — «Тарасову горницу», упорядочили его могилу, установили монументальный чугунный памятник-крест по проекту академика архитектуры Виктора Сычугова. Этот крест сейчас установлен рядом с музеем.
10 июня 1918 года Совет Министров Украинского Государства признал могилу Тараса Шевченко национальной собственностью. Заповедник был создан позже в августе 1925 года.
В течение 1935-1937 гг. было построено помещение музея Т. Г. Шевченко.
Современный вид Шевченковский мемориал приобрел летом 1939 года с установлением на могиле Кобзаря величественного бронзового памятника (скульптор Матвей Манизер, архитектор Евгений Левинсон)
сооружением литературно-мемориального музея (архитекторы Василий Кричевский). Открытие памятника прошло 18 июня 1939 года.
Музейный ансамбль дополнил гранитный комплекс восхождения (1977) и воссоздан в 1991 году «Тарасовая горница».
Постановлением Совета Министров УССР от 21 ноября 1989 г. № 287 «О создании Шевченковского национального заповедника в г. Каневе», заповеднику предоставлен статус национального, подтвержденный Указом Президента Украины «О национальных учреждениях культуры» от 11 октября 1994 г. № 587/94.
Помещение музея Шевченко было построено в 1935-1937 годах по проекту архитектора Василия Кричевского, которого считают автором украинского архитектурного модерна. Комиссию по принятию здания в эксплуатацию возглавлял И. Каракис
В течение 2003-2010 гг. здание музея находилось на реконструкции. Согласно первоначальному замыслу, здание должно было быть украшено украинскими орнаментами, выполненными в технике майолики. Планировалось восстановить первоначальное колористическое решение интерьеров, найденное под более поздними наслоениями. Работы были выполнены на 90%, однако впоследствии автором нового проекта музея стала Лариса Скорик. Проект кардинально отличался от замысла, который предложил Институт «УкрНИИпроектреставрация» и был выполнен в модерновом стиле
(Материал из Википедии)
Войдя в музей, обомлел, словно попал в храм. В центре возвышалось сооружение в виде стеклянного саркофага. Всё везде сверкало белизной. По обе стороны от ребристых колонн висели копии полотен автопортретов Тараса Шевченко.
Нас провели в конференц-зал, где состоялась первая часть программы, в ходе которой со своими докладами выступали преподаватели из Черкасс. Вела мероприятие заведующая каневского мемориального музея Наталья Николаевна.
Пока в зале шли приготовления ко второй части конференции. Нам провели небольшую экскурсию по музею.
Музей состоит из нескольких уровней. Второй этаж отведён под творчество Великого Кобзаря. Весьма впечатляют огромные полотна – копии рисунков самого Тараса Шевченко.
Как мы узнали от экскурсовода. Музейная коллекция насчитывает более 20 тысяч предметов, украшением которых мемориальные вещи и офорты Тараса Шевченко,
редкие издания его произведений, высокохудожественные произведения украинских и зарубежных художников, шедевры народного художественного творчества, ценные архивные документы, фото-материалы и т.д.
На первом этаже находятся картины, написанные к произведениям Тараса Шевченко, либо посвящённые его жизни. Весьма впечатлили картины, созданные на металле при помощи лазера.
На нижнем уровне собраны скульптурные группы, созданные украинскими мастерами к знаменитым Тарасовым поэмам .
После экскурсии, состоялась вторая часть конференции. От нашей одесской делегации со своими докладами выступили – Профессор математики, преподаватель одесского Политехнического института - Пётр Георгиевич Бошкарёв и Председатель Товарищества «Мир Паустовского» , преподаватель ОГАСА (Одесская Государственная Академия строительства и архитектуры - Татьяна Викторовна Бордюжа.
Татьяна Викторовна подготовила доклад на тему «Тарас Шевченко самобытный художник эпохи»
Пётр Георгиевич представил копии материалов газеты «Одесские новости», выпущенной в 1914 году, посвящённой творчеству Великого Кобзаря.
Научный сотрудник одесского музея Паустовского – поведала о Шевченко в творчестве К.Г. Паустовского . В сборнике серии ЖЗЛ «Близкие и далёкие» есть глава посвященная Шевченко. Впервые повесть вышла в 1939 году.
В ходе конференции на экране нам показали небольшой научно-документальный фильм про жизнедеятельность Тараса Григорьевича Шевченко, снятый местными кинематографистами.
После конференции мне в местном магазине удалось приобрести книгу трёх авторов "Художник" про Тараса Шевченко,
Её сюжет явился основой для написания моей поэмы "Портрет", посвщённой 210-летию Т.Шевченко.
После мы отбедав в местном кафе, погрузились в автобус отправившись обратно в Черкассы. На следующий день нас ожидала поездка по местам Богдана Хмельницкого, но об этом уже другая история.
Автор фоторепортажа: Вячеслав Слисарчук