Эксклюзивные новости от Вячеслава Слисарчука

Литература без границ

в п в с ч п с

Карпатские приключения 2021 (3)

Russian English Ukrainian

В магических горах (день второй и третий)

В своих  больших резиновых сапогах осторожно я ступил  на каменистую дорогу. Вдруг подошвы  соскользнули по гравию и, словно корова на льду,  понёсся вниз по склону, набирая скорость. Перед поворотом, при помощи посоха, мне всё же удалось затормозить. Внезапно мною был услышаны  визг  и крики   - это спускалась Блогероля.

Первым  желанием  было -  сбросить рюкзак и фотоаппарат и помочь ей спуститься.  Однако  рядом  с ней находился молодой человек, в которого она вцепилась мёртвой хваткой. Он  и помог ей сойти по этому склону.

О том, что эта гора таит опасность, красноречиво свидетельствовали останки автомобиля, видневшиеся в одной из расселин. Как позднее мы узнали из рассказа проводника: «Отец с сыном решили спуститься на автомобиле по  склону, но не смогли справиться с управлением, и машина рухнула вниз, вот поэтому  у подножия с другой стороны  находится крест.

Спуск для меня был тяжёлым, кое-где приходилось передвигаться прыжками, бежать, скользить   и несмотря ни на что, стараться  сохранять равновесие. Одна только мысль сверлила мой мозг, главное при падении не повредить Олин фотоаппарат.

Внизу у подножия подождал Блогеролю, чтобы вместе спуститься к озеру.  На склоне к нам присоединились наши друзья: Саша Фотограф с Ирой Мун.

Мы с Олей удивились -  Ирамун шла в носках, так как в свих кроссовках она до крови натёрла ноги. Я мысленно поблагодарил своих одесских друзей, что снабдили меня сапогами  и теплыми носками. И хотя в них передвигаться  неимоверно жарко и тяжело, однако мне обувь не создала даже мозолей.

Дружной четвёркой мы спустились и направились к  горному озеру.  На фотографиях, которые в рекламных целях выслал проводник, это место казалось магическим и привлекательным.

На самом деле озеро  представляло собою два небольших водоёма с непригодной для питья водой, окаймлённых колючими кустами и кучей мошкары, носящейся над ним. Эта мошкара не кусала,  как лесные комары, однако очень раздражала. Она залазила, под футболку в уши, нос и т.д.  Мне стало сразу  понятно, что ночевать при таких условиях будет  не очень  удобно и комфортно.

Пока остальные участники под руководством нашего проводника спускались с горы,  фотофеи продолжили свои фотосессии. Для этого они нарядились в белые полупрозрачные платья. Своими образами они мне  напоминали карпатских Мавок или невест графа Дракулы, что ассоциировалось с  легендами и сказаниями этих прекрасных  и таинственных мест.

Осмотрев  окрестности, увидел, что  вокруг озера расположились другие путешественники, их разноцветные палатки высились по  берегам. И туристов к этому месту всё прибывало.

Когда же  со склона спустились остальные  участники нашего похода, то решено было переместиться на сто метров ниже -  в можжевеловую долину.

Это место было гораздо живописнее и уютнее. На пологом склоне  горы располагается,  почти горизонтальная  площадка, окаймлённая со всех сторон можжевеловыми кустами, справа от неё на склоне   тянется сосновый бор, а в пятидесяти метрах над  ней бьёт горный источник.  Со всех сторон эта  площадка защищена от ветров  высокими горами и  с неё  открывается изумительный вид на курорт Драгобрат.

Здесь мы решили остановиться на ночлег. Благодаря предыдущим  советам нашего проводника, мне удалось самостоятельно поставить палатку.  Когда   на полянке вырос наш палаточный городок, то  наступило время ужина. Руководимые  нашим инструктором, повара  - Люда Финансистка и  Лена Модистка -  принялись собирать хворост, чтобы  варить  гречневую кашу.  Сняв сапоги и переобувшись в кроксы,  я отправился за водой к горному источнику.

Неумолимо на горы наплывал вечер. Близилось время заката,  и когда оно пришло, то  небо окрасилось в изумительные розово-сине - сиренево-фиолетовые оттенки. Это было поистине волшебно и незабываемо!

После ужина, когда солнце скрылось за косогором, начало становиться холоднее, поэтому мой лечебный алкоголь, оказался весьма кстати.  С Андреем Туристом, который  угостил меня  кофе -  поделился коньяком, а с Сашей Фотографом  - самогоном. Блогероле дал свою тёплую куртку и одну из шапок. Сам же одел на себя, две футболки и вышиванку, а сверху джемпер  с капюшоном.

Все сгруппировались у общего огня,  однако теплее  нам не становилось. Можжевеловые ветки давали лишь кратковременный жар, потому что  сгорали как спички и поэтому мы решили соорудить собственный костёр. Это получилось, но ненадолго.

Мне, как Шурику из комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», всегда интересны различные народные  колоритные  сказания и  легенды, тем более, что Карпаты это мистическое  место. Однако наш предводитель ничего из  этого не знал. возмущённый антигуманным поступком пассажиров джипа, он писал пост в Фейсбуке.    Кроме этого развлекал  наших друзей  пересказом фильмов и эге-гейскими рассказами, хвастаясь, что нравится как мужчинам, так  и женщинам.

Это было забавно, но не по  теме, поэтому мы  самостоятельно прочли несколько сказаний. Весьма  занимательной  является  легенда  о создании Карпат.   Она  мне напомнила и древнегреческий  миф об Антее, и произведение  А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде».

По сюжету великан Силун нанял в работники Карпа, который трудился  старательно  несколько лет. Однако когда Карп пришёл за расчётом, то Силун  разгневался и сказал, что бросит его под землю.

- За мою работу, пан, придется платить, - еще раз напомнил, Карп как будто не слыша угроз пана. Этот ответ еще больше разгневал Силуна. Великан вскипел так, что глаза кровью налились, а изо рта огонь пыхнул. Схватил он Карпа своими сильными руками, поднял и ударил им об землю. Ударил так, что яма образовалась. Но слуга поднялся на ноги и почувствовал в себе непобедимую силу - это, наверное, земля подарила ему за то, что работал на ней. Схватил Карп Силуна, ударил им об землю, потом еще раз, и еще. Не выдержала земля тех ударов, раскололась. И оказался пан в подземной пещере, в которую хотел загнать слугу. Но не смог выбраться наружу - земля закрылась, и невозможно было найти ни единой трещинки.

Тогда великан  Силун применил свою силу. Ударил ногой в земную кору - она выгнулась, но не открылась. Ударил другой - выгнулась еще больше, но и это не помогло. Пробовал головой пробивать, плечами давить - бесполезно. Но от его ударов на земле гора за горой образовались, и чем больше Силун бил, тем выше поднимались горы вокруг. А сильнее всего бил там, где Гуцульщина - там и горы самые высокие. Утром, когда проснулись все слуги и увидели, что случилось, очень удивились. Вокруг горы, а там, где стоял  дворец Силуна - ничего не осталось. Вдруг из-под земли вырвалась вода, заполнила пропасть на месте бывшего дворца. Удивлялись люди, собрали большой совет, как жить дальше. Решили в том краю и остаться. Озеро назвали Синевирским, потому что было синее, как небо. А горы назвали в честь Карпа - Карпаты.
Подробнее здесь: https://turson.at.ua/index/kak_pojavilis_karpaty/0-62

А  о горе Близница мною было найдено сразу несколько народных сказаний. Одно из них гласило, что однажды двое братьев - близнецов влюбились в одну девушку. Она же решив их испытать, поставила условие, что выйдет  замуж за того, кто принесёт ей шелковую косицу эдельвейса, что растёт высоко в горах.

Взобрались братья на гору с разных сторон, и лишь  только схватились за цветок - эдельвейса, который рос на уступе,  как кусок скалы откололся и они рухнули вниз.

Пошла девушка искать братьев в горы, но только нашла их трупы. Тогда она принялась орать и плакать, что из её слёз образовалось небольшое озеро, которое назвали -  Орать. После эта девушка сбросилась с горы вслед за братьями.

Затем приехали расследовать эту череду смертей  местные жандармы. Однако услышав эту печальную историю – окаменели. В общем, все умерли…

С тех пор горы называют Близницами, а её три уступа – жандармами.

О другой версии названия – читайте  здесь: https://green-travel.biz/legenda_o_bliznitse_pervaya.html

Ещё мне припомнился спектакль «Бисов кут», созданный по мотивам карпатских легенд и сказаний - про доверчивое чудовище Чугайстера и коварных мавок.

Подробнее: http://vslisarchuk.od.ua/ru/content/bisov-kut-otvet-viyu

Затем я продекламировал  несколько авторских стихотворений, после  удалился в свою палатку. Спать пришлось на животе, ведь когда-то в одной книге прочёл: «Если уснёшь где-то на природе, то нужно  спать на животе, тогда  не простудишь почки».

Наш лагерь, по моим впечатлениям, располагался на  метров сто – двести ниже  от вершины Близницы, примерно на высоте чуть больше полутора километра над уровнем моря, поэтому здесь сделалось холоднее, чем на предыдущем ночлеге, который был расположен гораздо ниже.

Однако  у меня оставалось полфляги  благородного коньяка. Это меня согрело! Засыпая, размышлял о мистической силе Карпат, о её лесных духах и обитателях, о чародеях- мальфарах, которые могут повелевать природными стихиями. В эти дни нам повезло -  дождей в горах не было, значит, подумалось мне, местные  мальфары находились  в хорошем расположении духа.

Мы  с Блогеролей проснулись  раньше всех, чтобы запечатлеть рассвет, который, как и закат тоже оказался впечатляющим.

С утра наши повара  пытались подогреть воду на газовой горелке, однако прошло около  часа, пока она закипела…А за водой для чая отправилась Блогероля.

Позавтракав, свернув наш лагерь, мы продолжили спуск на Драгобрат.  Дорога всё время вела вниз,  только изредка петляя и поднимаясь. По сравнению с предыдущими днями это был лёгкий поход. Места, раскинувшиеся перед  моим  взором, являлись очаровательными и достойны кисти художника. Однако времени останавливаться  - не  было.

Спустя сорок минут мы оказались на шоссе, где загрузились  в две маршрутки. Этим транспортом добрались  до Ясеней, где пересели в наш автобус и отправились в Ивано-Франковск…

По приезду в город, чувствовал себя, как лесной бомж, пропитавшийся запахом костра, грязный, немытый, но весьма довольный.   Хотя этот поход оказался для меня, во-первых -  первым и весьма тяжёлым, потому что я, как и многие привык к благам цивилизации.  Хочется отметить, что если Вы хотите более комфортных условий путешествия, то лучше сразу обратиться в туристическую фирму. Однако если Вы желаете  проверить  свои силы и здоровье на прочность, посмотреть красивые виды, пожить  при этом  в спартанских условиях, то наш «Проходимец» опытный проводник - Вячеслав Жегар  к Вашим услугам.

Хочется закончить повествование о карпатских приключениях  афоризмом: «Несмотря на все усилия врачей, пациент  всё-таки выжил!»

(продолжение следует) http://vslisarchuk.od.ua/ru/content/chetyre-chasa-v-ivano-frankovske

Автор Вячеслав Слисарчук

фото: Вячеслав Слисарчук, Ольга Райцена  и т.д.