Эксклюзивные новости от Вячеслава Слисарчука

Литература без границ

в п в с ч п с
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Мой подарок музею «Нерубайские катакомбы»

Russian English Ukrainian

Мой подарок музею «Нерубайские катакомбы»

Тем, кто не бывал музее «Нерубайские катакомбы», настоятельно советую это сделать, тем более что в этом году он отметил свой полувековой юбилей.  Его открытие состоялось 9 мая 1969 года.

 Хотелось бы отметить, что раньше  катакомбы села  Нерубайское соединялись тайными переходами  с одесскими подземельями, которые идут разветвлённой паутиной  под всем  нашим городом, особенно под  его  приморской частью и  Молдованкой. Одесские катакомбы это своеобразный подземный лабиринт, протяжённостью более трёх тысяч километров. Как, когда  и кем образованы столь удивительные подземные проходы доподлинно неизвестно. Существует  версия, что  когда строилась Одесса,  то рабочие в каменоломнях специальными пилами выпиливали ракушняк, из которого возводили дома. Так образовались эти переходы.   Теперь представьте, это сколько было нужно загнать людей под землю, чтобы в темноте, используя факелы и керосиновые лампы, которые сильно чадили, пропилить различные лазы  в несколько ярусов, протяжённостью несколько тысяч километров. Мне  же думается, что наша Южная Пальмира  стоит на останках более древнего подземного города. 

Во все  времена одесские  катакомбы использовались для разных целей: контрабандисты хранили здесь товары, тайными обществами проводились различные ритуалы, бандиты прятали награбленное, а  во время  войн и революций  тут  скрывались подпольщики и партизаны, осуществлявшие свою  деятельность.

 Музей «Нерубайские катакомбы» был задуман,  чтобы показывать  героическую борьбу партизан и подпольщиков во времена Второй Мировой войны и не только. 

  

От одесского вокзала добраться сюда нетрудно.  Сорок минут езды на автобусе или двадцать минут на автомобиле и  вот уже  -  Нерубайское.  Тут же перед нами  открывается панорама старинного степного села. Вся местность изрезана живописными балками, в склоны которых своеобразно вписались многочисленные входы в  подземелье.

 На холме расположена скульптурная  группа «Народные мстители» (авторы  М.И. Нарузецкий и К.Л.Литвак). Перед нами – шесть партизан разных возрастов и профессий – представители всех воинов подземного гарнизона. Они выходят из катакомб с оружием в руках направляются на выполнение боевого задания: мстить ненавистному врагу.

Далее расположился музей под открытым небом. Там  где высится  смотровая вышка и находится военная техника, рядом расположено здание музея.

Сам вход в катакомбы спрятан  в глубоком овраге. Спустившись по лестнице  и пройдя железную дверь, мы оказываемся в полной темноте. Приятно от летнего зноя погрузится в прохладную атмосферу, ведь температура в катакомбах  летом и зимой постоянна около 12 градусов тепла. Здесь не встречают день, ни провожают ночь. Она никуда не уходит, ведь она  постоянная хозяйка  этих таинственных подземелий.

 Людям, не знающим катакомб, без провожатого ходить сюда запрещено.  Это царство темноты, сырости и тишины, лабиринт  перекрещивающихся туннелей, бесчисленных тупиков и закоулков. И потеряться тут не составит никакого труда. Поэтому многие входы, ведущие в дикие катакомбы, затворены массивными железными дверьми.

Вначале  экскурсии мы увидели на стенах голубоватое свечение, которое переплеталось в причудливые узоры. Внезапно включился свет, и я с удивлением отметил, что стою посредине картиной галереи. Как объяснила экскурсовод Светлана Антоновна, эти картины написаны нашей местной художницей специальными фосфоресцирующими красками, которые не боятся ни сырости, ни темноты.  

Далее мы продвигались, пригибаясь под каменными сводами, подсвечивая себе фонариками мобильных телефонов. В музее существует: несколько тем  экспозиций: одна включает в себя историю катакомб, другая же посвящена подвигу партизан отряда Молодцова-Бадаева.

Лишь только  несколько мест сохранили первозданность партизанских времён, так как  сам лагерь  находился в нескольких километрах отсюда.  Вся эта обстановка была создана руками энтузиастов в середине шестидесятых годов прошлого века, а теперь заботливо поддерживается работниками музея. Нерубайские катакомбы трехъярусные.   На данный момент нижний этаж затоплен, поэтому  спускаться туда, могут спелеологи в специальном снаряжении.  

Обстановка подземного лагеря партизан-бадаевцев  состояла из  нескольких помещений:   штаб, пару спален,  арсенала, мастерских, душевой, рядом  с которой находилась сушилка и медпункт.

Вот штрек, где размещалась кухня. В углу сложенная из кирпича плита с «трубой», прорубленной в толще ракушечника до вышерасположенного штрека, где дым постепенно рассеивался. Возле  неё — железная бочка для выпечки хлеба. В другом углу каменный стол с деревянной крышкой, над ним полки с разными кухонными принадлежностями. Рядом  с кухней небольшая кладовка с продовольствием. Следует сказать, что чаще всего она была пустой.  И зимой партизанам  предстояла  голодная смерть. Даже латура — так называли жидкую, заправленную каплей растительного масла мучную похлебку — порой была несбыточной роскошью.

Недалеко от кухни — спальные помещения. Чтобы хоть немного уберечься от сырости, партизаны на каменные нары настилали камышовые маты, затем слой пакли либо соломы и, наконец, сверху раскладывали постель.

 Осмотрим еще одно помещение.  Это партизанский штаб: деревянный стол с телефоном и пишущей машинкой, несколько табуреток, в одной из стен вырублен лежак. В углу знамя — святыня отряда.

Следующий объект — партизанские мастерские. Здесь ремонтировали оружие, изготовляли из гвоздей ежи для проколов скатов вражеских автомашин, ремонтировали радиоаппаратуру. Рации уделялось особое внимание — она обеспечивала связь  с внешним миром.

Дальнейший маршрут экскурсии ведет к партизанскому тиру. Нет нужды доказывать, что каждый патрон в отряде был на счету. Несмотря на это, партизаны систематически упражнялись в стрельбе.

Есть также подземная школа, в которой учились грамоте.

Мы уже говорили о том, что подземный музей создан руками энтузиастов. Однако кое-что здесь сохранилось и от партизанских времен, в частности баррикада, у которой   18 ноября 1941 года бадаевцы остановили, а затем изгнали из катакомб, прорвавшихся в лагерь фашистов.  Недалеко находится колодец, расположенный  во дворе соседнего дома. Помимо своего прямого назначения, он являлся своеобразной почтой: нередко в ведрах, спускавшихся «верховыми разведчиками», партизаны  обнаруживали записки с ценнейшей информацией.

Недалеко от колодца в стену штрека вмурованы еще три подлинника: сделанные партизанами рисунки на камне (они были найдены в отдаленных катакомбах, служивших партизанской базой, и перенесены в музей).

Один из рисунков, автор, которого, к сожалению, остался неизвестен, можно назвать «Прием генерала Гитлером». На нем изображен жалкий, безногий вояка, трясущийся в страхе перед истеричным маньяком.

Два других рисунка нарисовал словак Густав Безак. На первом запечатлен герб освободившейся от гнета фашизма Словацкой республики, каким представлял его сам художник: над вершинами трех гор — символом свободы и независимости словацкого народа — изображены серп и молот; на втором- праздник весны — «Велконочмы святцы». В этот день происходят массовые помолвки женихов со своими невестами. Согласно обряду, жених обливает невесту водой, а она дарит ему куриное яичко. Эти рисунки навеяны тоской словаков по своей родине, стремлением скорее освободить ее от ненавистных фашистов.

Теперь пройдем к посту № 1, где в полной темноте несли охрану лагеря партизаны и где 18 ноября 1941 года в бою с фашистами погиб командир группы подрывников И. И. Иванов

 «Скорбящая мать» — так называется барельеф женщины, высеченный в каменной стене у первого поста. Ее лицо выражает траур о погибших — сыновьях и дочерях нашей Отчизны.   

Здесь же, на стене, сделаны барельефные изображения лиц партизан. И тут же, в камне, высечены ладони. Они держат светильник — вечный огонь партизанской Славы.

Проплутав по лабиринту помещений, и поднявшись по семидесяти ступеням, мы попадаем в здание музея. Здесь размещена экспозиция, посвящённая героической борьбе партизан и подпольщиков. На стенах можно увидеть копии плакатов военных лет.

   На стендах мы можем увидеть фотографии людей входивших в партизанский отряд А. Молодцова-Бадаева. Вот фотография Яши Гордиенко. Несмотря на свои семнадцать лет он  руководил разведывательной группой отряда. Был схвачен в результате предательства,  и прежде, чем был расстрелян оккупантами, провёл несколько месяцев в фашистских застенках. (его  тюремные письма мне когда-то разрешила отсканировать его сестра Нина Яковлевна Гордиенко)

 А рядом портрет  Молодцова-Бадаева – командира того самого разведывательно-диверсионного отряда на месте дислокации которого и был создан этот музей. Нельзя смотреть без волнения на эти снимки мужественных людей, которых не сломили ни пытки, ни фашистские застенки.  О  бесстрашии и подвигах отряда под командованием Молодцва-Бадаева, связной этого  отряда Галиной Павловной Марцишек была написана в 1960 году книга  - «Мы на своей земле». Вот и сам портрет Г.П. Марциышек, а рядом её  книга.

Вот тут я и вспомнил о цели своего путешествия – о подарке для  музея.  Недавно у себя в архиве обнаружил интересную заметку, написанную мною около пятнадцати лет назад.  Тогда мне довелось сотрудничать с  известным академиком, писателем автором серии книг «Бандитская Одесса» - В.Р. Файтельберг-Бланком, который в тот момент готовил книгу: «Одесса во время Великой Отечественной войны».  В тот год к 60-летию  Великой Победы, меня он попросил заняться сбором материала о партизанах. Мы узнали, что в фондах Литературного музея хранилась книга Г.П.Марцишек  написанная в 1961 году, которую никто никогда не читал, потому что на её издание наложил запрет генерал Куварзин, через которого проходили все рукописи на данную тематику.   Это книга  -  биографическая повесть, называлась «Добровольно» и в ней Г.П.Марцышек, поведала  каким мучениям и унижениям, в годы оккупации, заключённые подвергались в  одесской тюрьме, помимо этого перечислила поимённо тех предателей, кто  добровольно перешёл на сторону врага. Из этой книги я узнал историю одной заключенной, чей муж был лётчиком Лювтваффе.

Об этом читайте на моём блоге по ссылке: http://vslisarchuk.od.ua/ru/node/17

 Но вернёмся в музей.  Словно по-божьему велению появился директор музея – Александр Овсюг, которому я вручил вырезку со своей статьёй: «Их имена не должны быть забыты» о Г.П.Марцышек (напечатана в газете Порто-Франко  № 41 октябрь, 2005).

Хочется отметить, что с каждым годом всё меньше остаётся подлинных участников событий тех страшных времён.  Историю переписывают кому не лень, подменяют понятия и  жизненные ценности. Если вы ещё не побывали в музее «Нерубайские катакомбы» с вашим ребёнком, то необходимо это сделать для того, чтобы учить будущие поколения на настоящих примерах мужества и героизма.

Автор фоторепортажа: Вячеслав Слисарчук