Севастополь 1 часть, 5-й день

     В Севастополь...

 Среда, 25.04.2013 г.   В автобусе, читая газету - «Моряк  Украины» размышлял: «Наконец-то увижу этот легендарный город -  символ стойкости и мужества,  гордость русских моряков, главную цитадель Черноморского флота».  За окошком мелькали, сменяя друг друга крымские пейзажи:   ряды  стройных кипарисов Мисхора,  горная гряда Симеиза, вековые дубы Ласпи, гора Кошка, мыс Фиолент …

Во время поездки     Виктор Иванович Глушаков    рассказывал: «Севастополь своим рождением обязан Черноморскому флоту.  В 1783 году моряки заложили  первые  каменные здания: часовню, дом для командующего эскадрой и кузницу. Первым отцом города принято считать адмирала Ушакова,  потом  адмирала Лазарева …

Согласно указу императрицы Екатерины, новое поселение получило название Севастополь, что  в переводе с греческого означает «величественный, достойный поклонения». 

Севастополь -  оправдал своё название, вынес две  изнурительных осады:  первую во время Крымской  войны 1854 -1855 гг, другую в Великую Отечественную 1941-1942 гг., дважды был разрушен и  словно птица Феникс возродился из пепла и  руин.

В   Севастополь  приехали рано.  Музеи в этот  час,  были    закрыты. Посовещавшись, решили   возложить цветы на   могилу   – нашего земляка -  одессита,    -  Петра  Петровича Шмидта. Купив букет на «площади Восставших», направились на кладбище Коммунаров.

«Кладбище  Коммунаров»

   Оно напоминает тенистый ухоженный парк.    В этой земле   покоятся люди,  творившие историю этого   города  - прославленные  флотоводцы, герои-матросы, солдаты защитники, деятели науки и искусства…

В куске красного мрамора, застыл на боевом посту -  Герой Советского Союза,    адмирал  –  Октябрьский,  рядом  немигающим взором   глядит с памятника - вице-адмирал Руднев, чуть правее  высится серый обелиск героям- защитникам  Севастополя…

  Посредине центральной аллеи, маленькая площадка, в центре которой    - памятник героям - очаковцам – лейтенанту   П.П.Шмидту  и трём его соратникам – расстрелянным на острове Березань в 1905 году.  

 Дальше находится памятник нашей  знаменитой  пулемётчице, одесситке -  Вере Ониловой, погибшей  обороняя  этот город   в 1941 году. Устремив взгляд ввысь, из куска мрамора смотрит  писатель – Александр    Черкашин, написавший о Севастополе: «здесь люди совершали подвиги, достойные мифов, и величие человеческого духа стало таким же неотъемлемым свойством, как и синева моря, плеск волн, запах приморской полыни, серая патина скал и буйство холмов на которых раскинулся этот  город». 

Возложив цветы на монумент П.П.Шмидта,  почтив память погибших, мы отправились дальше… 

Камера писателя  А.С.Грина

Рядом с кладбищем  высится здание   бывшей  царской городской   тюрьмы. В данный момент тюремные камеры  сдаются под офисы.    Только в каземате, где в 1905 году,  сидел по приговору суда -   писатель Александр Грин  - сооружена   музейная комната,  осмотрев которую, отправились  в  Севастопольскую  панораму.

Севастопольская панорама

Приехав  на  Исторический  бульвар. Миновав памятники  адмиралу Ушакову и   военному инженеру обороны Севастополя  - Тотлебенну, вышли к оригинальному круглому зданию  с куполом, увенчанным ротондой и украшенному бюстами прославленных адмиралов.  Оно  было специально  построено  для  созерцания одной  величественной картины.  В нём  находится громадное живописное полотно, рассказывающее об  одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя - отражении защитниками города штурма 6 июня 1855 г.

  Автор панорамы - Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), чей мраморный бюст  украшает фойе,  - основоположник русского панорамного искусства, наш земляк, родившийся в Одессе и учившийся  в одесской  рисовальной школе. Впоследствии   этот мастер  окончил Баварскую Академию художеств в Мюнхене, стал её профессором,   а затем  профессором по классу батальной живописи в  Петербургской Академии художеств. Автор знаменитой на весь мир панорамы «Бородинское  сражение», создатель монументальных полотен; «Взятие аула Ахульго», «Взятие крепости Геок-Тепе», «Вступление русских войск в Тифлис» и др.

Его учениками были известные мастера советского искусства – основоположник советской батальной живописи -  академик М.Б.Греков, академик М.И. Авилов,  Г.Горелов, Котов и другие.

К сожалению, в Одессе   имя  Ф.А. Рубо известно немногим. А зря, мы считаем, что наш город по праву  должен гордиться таким земляком и увековечить его память.

Пройдя памятник гениальному творцу, попали  в  круговую галерею,  где в  стенных нишах   находятся освещённые  витрины с экспонатами.

 В  первой  - сотый выпуск газеты  «Одесский вестник»  1904 г.  рассказывающий  о начале осады Севастополя. В  ней сообщалось:  «По достоверным сведениям, полученным из Крыма. 1-го сентября в виду Севастополя появился неприятельский флот в 106 вымпелов, за которым следовало огромное количество транспортных судов расположившихся вдоль западного побережья до Евпатории. В следующие  за тем дни произведена с этого флота высадка неприятельских войск, на пространстве между Евпаторией и устьем реки Алма…».\

В других витринах  фотографии и портреты героев,   обмундирование русских и неприятельских солдат, оружие, макеты кораблей и другие экспонаты, рассказывающие об обороне Севастополя в Крымскую войну 1854-1855гг.

 Далее   экскурсовод поведала  историю  создания  этого музея. 

Приняв правительственный заказ на изготовление панорамы к 50-летней годовщине Крымской войны,  в октябре 1901г.  Ф.А. Рубо приехал в Севастополь для собирания и тщательного  изучения материала, ознакомления с историческими  местами сражений, бесед с участниками и очевидцами  обороны. Здесь он  писал этюды, делал зарисовки, приглашая в качестве натурщиков ветеранов Крымской войны – солдат и матросов.

 В течение трёх лет, грандиозное  длиной 115 и  высотой 14 метров, художественное  полотно  писалось в специально оборудованном  павильоне в Мюнхене. Тут же подготавливался предметный план: деревянные модели пушек, ядра, отдельные фигуры и т.д. У русских специалистов по военной истории  Франц Алексеевич  получал необходимые консультации и советы по деталям композиции.

  В это же самое  время на Историческом бульваре  Севастополя, около знаменитого 4-го бастиона по  проекту военного инженера Энберга при участии архитектора Фельдмана  усиленными темпами  шло возведение  этого  здания.

 В конце июля 1904 г.  в Севастополь прибыла на двух сцепленных платформах накатанная на огромный деревянный вал картина, а  в отдельном вагоне предметы переднего плана. Общий вес груза составил около 700 пудов.

 В начале сентября  Франц Алексеевич Рубо при помощи своих учеников -  студентов Петербургской  Академии художеств – Грекова и Авилова начал навеску полотна и устройство предметного плана.  Художники  не покладая рук, трудились и днём, и ночью.  Всего за два месяца  эта работа была окончена.

Для широкого обозрения панорама «Оборона Севастополя» впервые была открыта 14(27) мая 1905 года.

Во время второй мировой войны   панорама  сильно пострадала.

 25 июня 1942 года здание подверглось прицельной бомбардировке и артиллерийскому обстрелу. Левая часть  его рухнула, пламя пожара охватило купол. Взрывная волна исковеркала предметный план. От мощного удара  обвалилась часть полотна.  Всё  было объято разбушевавшейся огненной стихией. Казалось, что гибель шедевра неминуема, но советские моряки и солдаты - рискуя собственной жизнью,  самоотверженно спасали отдельные части.  Своим геройским поступком они сделали  возможным воссоздание   панорамы.

 Одна треть живописного полотна погибла: навсегда пропала живопись неба,  уничтожен был предметный план, сгорели почти все экспонаты и фонды панорамы.

Остатки спасённой  картины были погружены на прорвавшийся в осаждённый Севастополь  корабль «Ташкент» и доставлены в Новороссийск. Оттуда они были отправлены сначала на Кавказ, а затем в Сибирь.

В послевоенные годы встал вопрос о возрождении панорамы. Работа началась в Москве в 1951 году.

  Куски загубленной картины, разрозненные различных размеров и очертаний, загрязнённые с обгоревшими краями, многочисленными пробоинами от осколков и другими повреждениями, не могли быть соединены на одном холсте. Поэтому   было принято решение продублировать спасённые обрывки, на новое полотно, а затем дописать отсутствующие   фрагменты, воссоздать по  эскизам и рисункам Рубо - предметный план.   Эту работу выполнил  коллектив  московских художников из 17 человек под руководством  академиков В.Н. Яковлева  (1893-1953), а после его смерти П.П.Соколова-Скаля. Консультантом  творческого коллектива был ученик Рубо – академик Авилов.

16 октября 1954 года накануне празднования столетней годовщины обороны Севастополя, состоялось торжественное открытие воссозданной панорамы.

 Из галереи можно подняться в демонстрационный зал.

Винтовая лестница ведёт на круглую смотровую площадку. Перед нами как будто находящимися на вершине Малахова кургана  открылась захватывающая своей красочностью и правдивостью    картина  массового героизма защитников Севастополя. Переход от предметного плана к живописи незаметен, несмотря на то, что картина висит на некотором удалении от него. Из колонок  раздаются звуки боя: разрывы бомб, крики раненных солдат, грохот барабанов, что создаёт иллюзию присутствия. 

«Раннее утро.  В небе  клубятся дымки от  шрапнельных разрывов. Осаждённый город  в  чёрном дыму.  Поле сражения покрыто пеленой порохового тумана, сквозь просветы которого видны вражеские позиции. На перевязочном пункте Малахова кургана – хирург Н.И.Пирогов, В тылу резервные части готовые вступить в бой. На берегу бухты бастион,  там нападение врагов  отбито,  и солдаты Черниговского полка спешат на помощь защитникам, ведь рядом  батарея Никифорова отражает яростные атаки французских войск. Далее на переднем плане солдаты Полтавского полка готовятся к сражению, между брустверами матросы Кошка и Заика, возвратившиеся  с ночной вылазки ведут пленного офицера.  С оборонительной  башни наблюдает за боем – адмирал Нахимов. Справа от башни - бруствер охваченный пожаром.  За ним, ведёт бой батарея Сенявина. На предметном плане камбуз, в котором кок чистит картошку.  С  бруствера солдаты из ружей обстреливают неприятеля, слева матрос заливающий водой готовую вот-вот разорваться вражескую бомбу…

 Переводим взор далее. По склону оврага движутся французские войска,  за их  манёвром наблюдает генерал Юферов. На правой стороне оврага захваченная  неприятельскими  войсками русская батарея Жерве. На ней развевается трёхцветное французское  знамя. За оврагом английские войска атакуют 3-й бастион. У подножия Малахова кургана кипит яростная   рукопашная сеча за батарею Жерве. В центре на белом коне – генерал  скачет  генерал С.А. Хрулёв. На горизонте облако белого дыма. Ближе - солдаты Якутского полка бегут к месту схватки. Адъютант Хрулёва саблей указывает резервам направление движения.  На возвышении юный барабанщик выбивает сигнал тревоги,   и защитники батареи Станиславского устремляются  на помощь участникам рукопашной. …»   В тот день 6 июня 1855 г.  все  атаки неприятеля были отбиты!

Закончив осмотр панорамы,  мы отправляемся в Херсонес…

 

Языки