Эксклюзивные новости от Вячеслава Слисарчука

Литература без границ

в п в с ч п с
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 

Старый Крым 1 часть, 2-й день

Russian English Ukrainian

Три музея Старого Крыма

Вторник 15.05.2013. Утром с группой туристов, которые ехали в Симферополь, отправился в Старый Крым. В автобусе  познакомился с киевскими журналистами, которые тоже отправились из Коктебеля посетить  музей К.Г. Паустовского и Оптинский источник. Через сорок минут  мы ступили на обетованную землю.  С первых минут меня постигло разочарование. Вместо старинного города с его средневековой архитектурой, с башенками и минаретами, мы словно попали в украинский посёлок. Ничего тут не напоминало о былом величии этого славного места.  Как когда-то об этом написала  поэтесса Юлия Друнина:

 По дороге я пытался найти, какие то старинные постройки. Но, увы, ничего такого не наблюдалось.

Это  заколоченное здание один из корпусов, бывшего  завода «Фотон»,  где собирали телевизоры, которые отсюда отправлялись в различные уголки страны. Некогда государственное процветающее предприятие, кажется заброшенным, ведь у него новый владелец, который   в будущем намерен здесь открыть  гостиницу  – объяснила нам одна из местных жительниц.

По пути нашего следования, прямо под стенами домов,  коровы мирно жевали траву, нежась на майском солнышке.

Подойдя к музею Паустовского, мы были раздосадованы, так как  до открытия нужно было ждать  час, поэтому наша группа разделилась. Киевские коллеги пошли к святому источнику, а я направился  в музей А.С. Грина.

Мемориальный дом-музей А. С. Грина

Возле  ворот растёт  дерево, на котором изображён кораблик с алыми парусами.

Отворив калитку, попал в маленький ухоженный дворик, где  находится музей. Уникальность этого  музея в том, что расположен он в единственном собственном доме Грина. Перед домом высится  бюст писателю. Смотрители музея Сергей и Наталья - оказались гостеприимными людьми. Узнав, что к ним приехал журналист из Одессы, они  предложили  попить с ними  кофе и позавтракать.

Домик небольшой и  вся экспозиция  включает в себя три небольшие комнаты. В первой — литературно-мемориальная экспозиция, личные вещи писателя, фотографии, книги, картины — всё, что рассказывает о жизни и творчестве писателя Александра Грина 1929—1932 годов; эти годы жизни писателя были связаны со Старым Крымом.

Вторая комната выглядит точно такой, какой была в последние дни жизни писателя. Единственное новшество — деревянный пол (известно, что при жизни писателя пол в доме был земляной).

И ещё есть спальня, где Грин провёл последние минуты своей жизни. Возле трёхстворчатого окна стоит застеленная кровать. Рядом тумбочка, за ней ломберный столик с изогнутыми ножками.

Как мне объяснили смотрители музея: «Это здание было приобретено  в конце мая 1932 года женой А. Грина, Ниной Николаевной, в обмен на золотые наручные часы и является четвёртым адресом А. Грина в Старом Крыму. В этом доме прошли последние дни писателя, здесь он диктовал страницы последнего, незаконченного романа «Недотрога», здесь получил из печати последнее прижизненное издание — «Автобиографическую повесть».

Хотелось бы сделать небольшое отступление. У меня дома есть сборник произведений А.С. Грина, в который входит и «Автобиографическая повесть».  Однажды ко  Второму  Одесскому   Гриновскому фестивалю (организатор -  Рита  Колобова), мы с моим другом кинорежиссёром, оператором - Александром Заступайло решили экранизировать эпизод из этой повести, о том,  как Грин впервые  приезжает в Одессу. Для съёмок  мы нашли похожего человека. Взяли напрокат вещи на Одесской киностудии, приехали ранним утром к памятнику Пушкина, и поставили  небольшой эпизод.

Эти кадры вошли в фильм  А. Заступайло «А.С.Грин и кинематограф». Об этом случае  мною было  поведано новым знакомым Сергею и Наталье.   Затем объяснил, что Александр Грин, в юности был одним из   любимых писателей,  и мною ему был написан акростих, ещё в 2011 году. 

Мне разрешили посидеть за  письменным столом писателя и оставить свой комментарий в книге отзывов. Это было непередаваемое ощущение, находиться  за столом, за которым работал один из великих романтиков. Передо мною находилась статуэтка, изображавшая писателя и птицу у него на плече.

Как мне объяснила экскурсовод Наталья: «Птица, сидящая на плече у Грина – это ястреб по кличке Гюль, которого он спас от смерти, выходил и приручил. 

Затем разговор зашёл о музее и мне рассказали: «Музей был создан стараниями  - Нины Николаевны Грин. Именно благодаря её упорству и невероятной силе духа домик сохранил свой облик и уникальное собрание мемориальных предметов, сопровождавших писателя долгие годы его творчества. Тяжёлые годы немецкой оккупации, а после освобождения и возврата в страну — ссылки, а затем гонений советскими властями — ничто не заставило её отказаться от мечты создать дом-музей Грина в Старом Крыму.

После смерти Сталина (1953) запрет на некоторых писателей был снят и, начиная с 1956 года, Грин был возвращён в литературу, его произведения издавались миллионными тиражами. Получив стараниями друзей Грина гонорар за «Избранное» (1956) Нина Николаевна приехала в Старый Крым, с трудом отыскала заброшенную могилу мужа и выяснила, что дом, где умер Грин, перешёл к председателю местного исполкома и использовался как сарай и курятник.

В 1960 году, после нескольких лет борьбы за возвращение дома, Нина Николаевна открыла на общественных началах Музей Грина в Старом Крыму — в мае открылась мемориальная комната писателя, а 23 августа, в день восьмидесятилетия писателя, музей был торжественно открыт.

Прямо за домиком располагается чудесный сад, где можно насладиться природой, посидеть с чашечкой чая или кофе, насладиться ароматом цветов и пением местного соловья.

 В конце нашей встречи меня пригласили приехать сюда в День Рождения Грина, прочитать своё произведение на фестивале,  поведав: что  ко дню рождения писателя приурочен ежегодный фестиваль «Гринландия», проходящий  в Старом Крыму 22-24 августа;  Утром 23 августа на склоне горы Агармыш его участники поднимают символические алые паруса. На импровизированной сцене выступают творческие коллективы, артисты, музыканты и поэты, а днём на концертной площадке гриновского дома выступают современные поэты, барды, писатели. В рамках фестиваля проводятся выставки и экскурсии, 24 августа участники и гости фестиваля осуществляют пеший переход из Старого Крыма в Коктебель, по маршруту, пройденному Грином в 1931 году, с посещением Дома-музея М. А. Волошина. Поблагодарив гостеприимных сотрудников, я отправился в музей Паустовского.

          Дом-музей К. Г. Паустовского

Музей Паустовского находится  в пяти минутах ходьбы от  музея Грина, а точнее на той же улице, только на другой стороне под № 31.  

Войдя туда, обнаружил, что экскурсия уже началась. Экскурсовод поведала, что впервые  Константин Георгиевич Паустовский приехал в Старый Крым в 1934 году. С тех пор этот крымский городок прочно вошёл в его жизнь. В мае 1938 г.  писатель написал:

"Весь Старый Крым в цвету, в распустившихся орехах и каштанах… неправдоподобный воздух, очень душистый, мягкий и прозрачный. Я работаю. Здесь очень хорошо работать в саду…". Судьба, личная жизнь и творчество К. Г. Паустовского (1892–1968) тесно переплетены  с Киммерией.

Писатель  подолгу жил в Крыму, неоднократно гостил в Волошинском Доме Поэта, поэтому крымские мотивы часто присутствуют на страницах его произведений. Под впечатлением Феодосии написаны рассказы "Потерянный день", "Робкое сердце". Коктебель звучит в рассказах "Умолкнувший звук", "Синева", "Встреча".

Старому Крыму посвящены главы повести «Чёрное море» и др. "Место, где хотелось остановить время, чтобы не терять ощущение молодости", – так чувствовал Крым писатель. А в рассказе "Синева" писал: "Восточный Крым был полон цветения и тишины. Это была особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма…".

Музей находится в доме с тенистым старым садом. Здесь писатель останавливался в 1949 году. В подтверждение этому создана оригинальная экспозиция под открытым небом – чудесный сад, в котором представлены  не только цитаты из произведений Паустовского, но и лодка и  строгий обеденный стол.

Словно сам писатель рассказывает посетителю о своем любимом уголке. В четырёх залах воссоздан типологический интерьер провинциального мещанского дома начала ХХ века, развернута экспозиция, рассказывающая о жизни и творческом пути Паустовского.  Есть стенд,, где  великая актриса - Марлен Дитрих, опустилась на колени перед талантом Паустовского.

В экспозиции представлены  сотый выпуск газеты «Моряк», прижизненное издание «Тарусских страниц», семейные фотографии писателя, личные вещи и т.д.

  Мне очень понравилась светлая веранда, где работал и  отдыхал писатель.

В  окончание экскурсии  нам посоветовали посетить ещё Литературно-художественный музей, находящийся неподалёку, что мы и сделали.

                             Литературно-художественный  музей

 Музей расположен  на двух  этажах. На первом  в  его  экспозиции  представлены материалы по истории города, обнаруженные при археологических раскопках на его территории находки античных времёнсредневековья и владычества Золотой орды.

Различные предметы утвари крымчан и татар, старинные кувшины, глиняные таблички, древние монеты  разные каменные орнаменты и т.д.

Кроме сложных орнаментальных украшений, на фрагментах имеются надписи. Выставлены надгробия со старых кладбищ Солхата — караимские или иудейские и крымско-татарские..

 Второй этаж литературно-художественный. Коридор украшен различными картинами.

В  одном из залов воссоздан интерьер особняка провинциального города начала XX века. Тут находятся различные раритеты, старинные зонтики, веера, лорнеты  и музыкальные инструменты.

Особенно  впечатлило меня карликовое пианино. Оно настолько выглядело старинным, что  мне пришла в голову мысль,   что это немецкий или итальянский инструмент. Но как оказалось, это было пианино фирмы «Красный октябрь».

Стены музея украшены  не только работами местных художников, но и копиями  с полотен Максимилиана Волошина, а также его фотографиями

Одна из стен   экспозиций представлена крымскими   пейзажами  Юрия Горбачёва. Как мне поведала экскурсовод, этот художник сейчас живёт в Америке, но часто бывает в Одессе.

Также под портретом Айвазовского, хранится меню блюд, подаваемых на званом празднике в честь его шестидесятилетней художественной деятельности. На меню названия блюд, перекликаются с названием его полотен. Тут можно встретить : Мороженное «Северное море»,  десерт «Штиль»,  пунш «Везувий» и т.д.

Другие стены помещения  украшены   фотографиями знаменитых людей побывавших в Старом Крыму: М.Волошина, К.Паустовского, М.Цветаевой, А. Грина и т.д. Есть фото мужа Марины Цветаевой – Сергея Эфрона.

 на фотографии дома Волошина - Коктебеля как такового не было, были лишь море и горы.

В середине экспозиции деревянная статуя Грина с ястребом Гюлем на плече. Тут же в витрине находятся его книги.

Слева витрина посвящена   врачу-кардиохирургу - Н. Амосову.

 Одна из экспозиций повествует о трагической  любви Ю. Друниной,  и кинодраматурга  А. Каплера. Рядом в  витрине находится рисунок Юлии Друниной.   Этот эскиз оказался  пророческим. О чём мне поведал экскурсовод.  Также она мне посоветовала посетить Старое кладбище, где находятся их могилы, рядом с могилой Грина и самому сравнить с рисунком.

 Во дворе музея выставлена одна из подлинных Екатерининских миль. Неподалёку  находятся два хранителя – каменных льва. Несмотря на то, что этот музей тоже не отличается габаритами. Как мне объяснили,  дня не хватит, чтобы подробно рассказывать об экспонатах. В окончании экскурсии мне посоветовали посетить Старое крымское кладбище  и средневековый армянский монастырь Сурб-Хач.  

Продолжение следует: