Икебана – воплощение красоты и гармонии
Лекция Степана Мацюка
В преддверие Международного Женского дня, известный одесский ювелир (полный Кавалер орденов Фаберже) Степан Мацюк, сделал замечательный подарок, представительницам прекрасного пола, презентовав выставку Икебаны, в Центральной библиотеке им. И. Франко. О его предыдущей выставке Суй-секах, читайте в прошлом репортаже: http://vslisarchuk.od.ua/ru/content/suyseki-elitnoe-iskusstvo-drevnego-v...
Перед началом лекции, выступил одесский музыкант, доктор искусствоведения, поэт - Евгений Отарович Лукашов, исполнивший на пианино несколько музыкальных произведений.
Хочется отметить, что Степана Васильевича Мацюка и Евгения Отаровича Лукашова связывает многолетняя дружба - оба увлекаются коллекционированием Камней. Поэтому Евгений Отарович Лукашов вручил своему другу книгу со своим поэтическим посвящением.
Далее Степан Мацюк открыл экспозицию. Помимо представленных цветочных композиций Мастер рассказал о японском искусстве компоновки срезанных цветов – Икебане. Для каждого стиля существуют свои каноны и правила компоновки. Качество, концентрация и вариации света играют огромную роль при создании икебаны. Цвет может быть сгущён или разбавлен для контраста и разнообразия. Однако, во всех случаях должен быть соблюдён принцип Гармонии.
Стоит сказать, что по-разному украшают цветами свою жизнь в разных странах. В каждом государстве существуют свои привязанности, обычаи и традиции, Издревле символика цветов использовалась людьми, особенно в любовных и тайных отношениях. Но совершенства в этом достигли лишь - жители Страны Восходящего Солнца. Японская аранжировка срезанных цветов - Икебана, насчитывает многовековые традиции.
Степан Мацюк считает, что в этом искусстве нашёл отражение один из постулатов буддизма об эфемерности и недолговечности нашего бытия. Мастер продемонстрировал несколько книг, повествующих об икебане.
Развитие этого искусства и обучение проходит в Японии в рамках определённых школ, количество которых исчисляется сотнями. В своём проекте Степан Мацюк представил разнообразные виды икебаны. Одним из основных традиционных стилей является - рикка.
Первоначально икебана в стиле рикка предназначалась для массивных помещений храмов и дворцов. Композиция рикки создавалась довольно высокой 1,5-2 метра , и шириной 1 – 1.3 метра В основе её конструкции разносторонний треугольник – символ гармонии. Рикка обычно ставится в высокой вазе с узкой горловиной.
Как объяснил Степан Мацюк, посветивший искусству икебаны более пятидесяти лет, самое главное для каждой композиции подобрать соответственную вазу. ( Различных ваз у Мастера более четырёхсот). В основном это глиняные, деревянные или каменные сосуды, однако существуют и исключения.
Другой стиль - сёка, является отражением более упрощённой формы, чем рикка. В его композиции присутствуют три основных элемента (из веток и цветов), символизирующие Вселенную или Природу, Землю или общество и Человека. В композиции стиля сёка Вселенная воплощается в главной ветке – син, Земля в элементе второй величины - соэ, а человек в элементе – тай. Все эти три элемента представляют собой символ единства в гармонии.
Одним из любимых стилей японцев – является морибана (композиции в плоских вазах) . Морибана устраивается в низких вазах: широкие чаши, плоское блюдо, мелкая миска и любая другая подобная вещь, в которой могла бы содержаться вода. Между композициями в глубокой и низкой вазе, нет принципиальной разницы. Существенная разница заключается в способах крепления растения при помощи специальных приспособлений (кензанна)
Существует также стиль - Хейка, (так называемый нагиерэ) – композиции в высоких вазах с узкой горловиной, в которой ветки и стебли опираются на край вазы.
На базе этих основных стилей создаются новые, так называемые свободные формы.
В заключение своего выступления Степан Мацюк продемонстрировал мастер-класс. Мы увидели, что из нескольких или одного цветка и веточек, умелые руки Мастера могут создать настоящее произведение искусства, сочетающее в себе философский смысл и композицию наполненную красотой и гармонией.
Автор фоторепортажа: Вячеслав Слисарчук