Эксклюзивные новости от Вячеслава Слисарчука

Литература без границ

в п в с ч п с
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 

История Украинского театра в Одессе

Russian English Ukrainian

7 ноября   2020 года   украинский театр в Одессе, отметил  свой 95 –летний юбилей, но так ли это?

«Малороссийский  театр»

(1789 -1917)

Давайте попробуем разобраться, ведь, ещё в 1789 году, когда собственно не было ещё Одессы, а была крепость Хаджибей, взятая русскими войсками, на её площади звучали песни, исполняемые бывшими запорожскими козаками, которые принимали активное участие в военных действиях. Эта часть населения,  как и другие, нуждалась в развитии своей национальной культуры, языка, литературного творчества и, конечно же, театра. Желание иметь в Одессе свой театр подтверждается успехом спектаклей «Наталка Полтавка» И. Котляревского, «Шельменко-денщик» и «Шельменко – волостной писарь» Г.Квитки-Основьяненко, сыгранных харьковской труппой Штейна в 1827 году. Неизгладимое впечатление оставили и спектакли по пьесе И.Котляревского «Москаль-чаривник», в которых роль Чупруна исполняли  К.Соленик (1837)  и  М. Щепкин (1840), актеры, внесшие значительный вклад в развитие  украинского театра. (1)

Именно с той поры и началась летопись украинского национального искусства на одесской сцене. Её продолжили так называемые малороссийские труппы.  Но главные её  страницы, были вписаны театром корифеев, родоначальником,  которого стал «отец украинского театра» Марк Лукич Кропивницкий.

В 1871 году этот человек начал свою профессиональную деятельность. Он приехал в Одессу, чтобы поступить в Новороссийский университет, но встретившись с друзьями из народного театра, решил попробовать себя на театральной сцене. Первым спектаклем, в котором он принял участие, стала пьеса Квитки-Основьяненко  «Свидание на Гончаривци», где  Марк Лукич дебютировал в роли Стецька.

20 ноября 1872 года в бенефис М. Кропивницкого был поставлен «Назар Стодоля» Т.Шевченко, что можно было считать гражданским подвигом, ибо всякое чествование памяти Шевченко в то время строго наказывалось.

Деятельность Кропивницкого носила в Одессе подвижнический характер, ведь специальными циркулярами и указами 1863, 1876 и 1881 годов были запрещены спектакли на «малорусском наречии».  (2)

Только в 1882 году последовало  небольшое послабление:  разрешили ставить украинские пьесы на сцене, но с определёнными  ограничениями. Но и  эта отдушина породила множество украинских трупп. Среди них главенствующее место занял театр корифеев, который создавали: М.Кропивницкий, М.Старицкий, И.Карпенко-Карый, П.Саксаганский, Н.Садовский и М.Заньковецкая. (3)

Уже первые выступления труппы М. Старицкого в Одессе вызвали соответствующие доносы в Петербург.

В 1884 году последовало письмо начальника главного управления по делам печати министерства внутренних дел Е.Феоктистова, в котором градоначальнику напоминалось о циркуляре №4016 от 16 ноября 1881 года , воспрещающим «устройство   малорусского театра и формирование трупп для исполнения исключительно на малорусском наречии. Что же касается труппы М. Старицкого в Одессе, пользовавшейся особым успехом в Одессе, то по приказу министра, следовательно, позволять  ей исполнять пьесы: состоящие в наибольшем  проценте  из русских слов и меньший на малорусском наречии. (1)

Из этого документа теперь становится понятным «возникшее желание» о  тесном   слиянии русских и украинских трупп для совместных спектаклей.

В 1885 году первая труппа украинских корифеев перестала существовать. Она разъединилась. Одну возглавил  - М. Кропивницкий, другую – М. Старицкий. Затем возникли объединения и товарищества П. Саксаганского и Н. Садовского, которые также не раз посещали Одессу.

 Обо всех гастролях украинских корифеев рассказать трудно. Это может явиться темой для отдельного повествования. Поведаем о главных.

В  октябре 1891 года М. Кропивницкий привёз в Одессу обновлённую труппу, в составе которой были актеры Е.Зарницкая, А.Борисоглебская, Ф.Левицкий, А.Суслов и др. В репертуаре были две собственные пьесы М.Кропивницкого: «Две семьи» и «Чмырь», а также «Песня в лицах» - опера – дивертисмент в трёх действиях на музыку и текст М.Кропивницкого. (2)

Случалось, что Одессу посещали одновременно сразу несколько украинских коллективов. Так в 1894  году сюда приехала труппа Н.Садовского при участие М.Заньковецкой и «Товарищество мало-русских театров» под управлением П.Саксаганского.( 3)

25 ноября 1894 года труппа Н. Садовского в Одессе на сцене Городского театра показали премьеру пьесы М.Старицкого «Зимний вечер». Сюжет, которой он взял у польской писательницы Элизы Ожешко.

В 1895 году труппы украинских корифеев почти не оставляли Одессу, что давало основание некоторым критикам, называть это годом создания постоянного украинского театра в Одессе. (На самом деле такой театр будет организован Н. Садовским в Киеве в 1907 году).

Этот украинский театр новой формации несколько раз приезжал в Одессу.  Наиболее памятными стали его гастроли в 1913 году Одесситы смогли увидеть самые разнообразные спектакли: оперы «Наталка Полтавка» и «Энеида» Н.Лысенко; «Запорожец за Дунаем» - С.Гулага Артемовского; «Галька» М.Монюшко; «Бесталанна» и «Гандзя» Карпенко-Карого; «Бондаривна» М.Кропивницкого. Из русской драматургии – «Ревизор» и «Женитьба» Н.Гоголя; «Доходное место» А. Островского.

В коллективе театра появилось много новых интересных актёров: А.Корольчук, И.Марьяненко, Е. Рыбчинский, Е.Хуторная, Д.Мироненко, И.Ковалевский, М.Литвиненко.

Трудно сказать, кого из корифеев украинских театров больше любила Одесса. О каждом из них написано много.  Но больше всего написано прессой о творчестве: М.Заньковецкой, Н.Садовского, П.Саксаганского и конечно же М. Кропивницкого.

2 апреля 1910 года в Одессе на сцене театра Сибирякова (ныне украинский театр им. Василько) состоялось последнее выступление М.Кропивницкого  как актёра. В Одессе Марк Лукич был окружён вниманием. Чаще всего его видели среди учителей, студентов, гимназистов. Останавливался он в гостинице «Лондонская» или у своего сына -  К.Кропивницкого на Слободке.

В 1912 году в Одессе отметили  30-летие творческой деятельности М.  Заньковецкой.

До последних своих дней украинские корифеи не забывали Одессу. В ноябре 1915 года здесь гастролировало «Товарищество украинских актеров» под управлением Марьяненко с участием М.Заньковецкой и П.Саксаганского. Привезли хорошо известный классический украинский репертуар, а также пьесы В. Винниченко.

Хочется отметить, что в труппе товарищества активно работало новое поколение молодых актёров, которые под руководством корифеев украинской сцены овладевали мастерством. Это были Б.Романицкий, В.Василько, И.Козловский.

М.Заньковецкая  уже в те годы мечтала об открытии школы для подготовки молодых актеров и создании в Одессе постоянно действующего украинского театра.

 Украинский театр времён Гражданской войны

В период гражданской войны театр переживал нелёгкое  время. Однако, несмотря на тяжелые условия, зимой 1917 года было основано «Украинское художественно товарищество им. М.Заньковецкой». Главной его целью было развитие и популяризация украинских искусств во всех его проявлениях. Газета «Вольная жизнь» поддерживала идею создания театральной школы в Одессе. На своих  страницах  она сообщала: «М. Заньковецкая охотно берёт участие в работе театральной школы, как педагог,  взяв на себя уроки драматической техники». (6)

В 1917 году в Одессе  также возник «Вольный украинский театр»  под руководством С.Павловского, созданный   из членов союза «Украинская хата». В труппу этого театра входили Б.Чернов-Мациевич, В.Силан, В.Быховская, В.Букальцев, Н.Смирненко и К.Кропивницкий (сын Марка Лукича Кропивнцкого). На этот коллектив возлагались большие надежды: хотелось иметь постоянный украинский драматический театр. Но первые спектакли: «Базар», «Цари природы», «Переполох», не оправдали надежд ни зрителей, ни критики. Позднее театр опустился до примитивной драматургии наводнившей сцену «Душегубы»,  «Солдат и мадамия», «Из-под венца в гроб» и т.д.

Весной 1918 года в Одессе было создано товарищество «Одесский украинский театр», которое возглавил бывший режиссер труппы М.Заньковецкой – И.Салюк.  «ОУТ» начал  свою деятельность со спектакля «Наталка Полтавка», сыгранного на сцене Летнего театра 6 мая 1918 года. В труппу были приглашены известные актёры: Е. Лучицкая и И.Сагатовский. Репертуар – яркий и разнообразный: «Оборона Буши» М. Старицкого, «Молодая кровь» В. Винниченко, «Сказка старой мельницы» С.Черкасенко, «Сватание на Гончаривце» Г.Квитко-Основьяненко и др. Однако, несмотря на игру актеров и репертуар – спектакли не обеспечивали полных сборов.

Параллельно в городе работала ещё одна украинская труппа под руководством А.Суслова. Она играла на малой сцене «Сада и тетра народов», возле горы Чумки. Спектакли её были массовыми, с хорами и танцами, красочные и хорошо костюмированные: «Запорожец за Дунаем», «Богдан Хмельницкий», «Цыганка Аза», «Тарас Бульба».  В спектакле были заняты актеры Альбиковский, Клименко, Запороженко, Прокопенко, Саксонский, а также молодая подающая надежды Л.Мациевская.

Ярким событием в жизни Одессы стали гастроли «Молодого театра»  под руководством Леся Курбаса. Разместилась труппа в здании школы на 9-й Станции Большого Фонтана. Отдых совмещали с работой, готовили новый репертуар. А на прощание «молодотеатровцы» решили сыграть на сцене Сибиряковского театра. С 19 по 25 августа 1918 года были показаны «В пуще» Леси Украинки, «Молодость» М.Гальбе, «Чёрная Пантера и Белый медведь» В.Винниченко, «Вечер этюдов» А.Олеся, «Доктор Штокман» Ибсена.

Честно говоря, искушенный одесский зритель не спешил на спектакли «молодотеатровцев». При пестроте тогдашней театральной жизни у него был достаточно широкий выбор. Театралы сомневались, что украинские актёры «привыкшие к гопаку и горилке» смогут играть психологическую зарубежную драму. Но скепсис зрительного зала был разбит после первого спектакля. Многие молодые «Молодотеатровцы» такие как: Г. Юра, В.Василько, М.Терещенко, С.Бондарчук, С.Мануйлович впоследствии стали известными деятелями украинской сцены. (1)

Советский украинский театр

(1920 - 1940)

С 7 февраля 1920 года Одесса стала советской. Согласно подписанному  в 1919 году В. Лениным «Декрету об объединении театрального дела» театры должны быть национализированы и переведены в ведение Губполитпросвета.

Созданный весной 1920 года Одесский  губернский театральный комитет (Огубтеком») организовал перерегистрацию существующих театральных школ, студий, курсов, запретил постановку пьес рассчитанных на буржуазного зрителя. Афиши и объявления могли выставляться только с разрешения Губполиткомитета. Проходивший в апреле 1920 года одесский губернский съезд  Советов в резолюцию о народном образовании призывал использовать: «Клубы, театры, концерты, выставки перерабатывая их в подлинное орудие социалистической культуры».

Как писала пресса того периода: «Многие украинские артисты не могли создать театр достойный легендарного города», хотя были попытки решать проблему нового украинского театра». (7)

В январе 1922 года из выпускников Украинского драматического института им. М.Кропивницкого был создан  «Одесский Молодой театр». Открылся сезон спектаклем  «Боярыня» Леси Украинки в постановке В. Главацкого, затем театр  показал «Жоржа Дандена»  Ж.Б.Мольера. Но вскоре труппа распалась, потому что умер её руководитель, актер и поэт -  К.Бачинский.

Весной 1924 года  к Одессе устремили взоры многие театральные коллективы Украины. Лесь Курбас в этом году на Одесской киностудии снимал фильм «Вендетта». Он хорошо знал возможности местной украинской сцены и поэтому, в мае 1924 года пригласил в Одессу, режиссера, педагога и хорошего организатора Степана Бондарчука с целью создания здесь филиала театра «Березиль». В задачу режиссёра входило набрать среди рабочей молодёжи учеников, провести с ними студийную работу и через-два три месяца приступить к осуществлению постановок. Предполагалось перенести на одесскую сцену уже известные спектакли «Березиля» - «Газ» Г.Кайзера, «Машиноборцы» по Э.Толлеру, «Гайдамаки» по Т.Шевченко.

Пройдя курс науки мастерская «Березиля» приступила к постановке «Чудотворцев» С.Бондарчука. В центре спектакля рассказ о том, как комсомольцы разоблачили служителей культа, рвачей, пьяниц, которые играя чувствами невежественных крестьян,  формировали церковные чудеса.

Но вскоре филиал «Березиль» прекратил свою деятельность в Одессе.  Прекращение работы этого филиала ускорило ещё одно событие.15 августа 1924 года в городе после успешных гастролей Украинского драматического театра под управлением Гната Юры по инициативе актеров группы этого театра был создан ещё один национальный коллектив. Он получил название «Одесский первый рабоче-крестьянский театр им. И. Франко» и по соглашение с Губполитпросветом должен был обслуживать рабочие и крестьянские клубы. Помимо перечисленных в Одессе за тот период  было  множество различных самодеятельных театров и студий.

Так с1920 по 1925 год в Одессе существовали: Народный красноармейский театр, который работал на арене одесского цирка, опера, оперетта, театр «Красный факел», Русский драматический театр им.Т. Шевченко, «Укргосдрама», театры «Массодрам» и «Гортеск» ,   «Первая рабоче-крестьянская театр-студия им. И.Франко»,  «Одесская украинская студия им. М.Кропивницкого»,  «Театр революционных поисков», «Молодой украинский театр» и многие другие.

Как пишет театральный критик -  Юрий Смолич в своей статье «Украинский драматический театр в Одессе». Образован был украинский театр на сезон 1923-1926 гг.

7 ноября 1925 благодаря требованиям широкой общественности города открылся постоянно действующий, стационарный украинский театр − «Госдрама». 34 премьеры показал Одесский театр за три года. За это время в Одессе прошли такие постановки: 1925-26 гг.: «Поджигатели» (Глаголин), «Bий» (Терещенко), «Мандат» (Глаголин) «Грех» (Тиңский), «Композитор Нейль» (Тeрешенко), «Черт та шинкарка (Tинский), «За двумя зайцами » (Василько), «Натуся» (Tинський), «Мазепа» (Tинський), «Мораль пани Дульской» (Tинский), «Коронный вор» (Г. Юра), «Маруся Богуславка» (Терешенко) и др.

1926-27 гг. «За двумя зайцами» (Василько), «Фея горького мегдалю» (Tинський), «Ревизор» (Tинский), «Седи» (Вильнер), «Черная Пантера» (Василько), «Остались в дураках» (Замичковский), «Собор парижской богоматери» (Вильнер), «Мораль пани Дульской » (Tинський), «Грех» (Tинський), «Мещанин-дворянин» (Тинский), Гайдамаки (Василько) и др.

1927-28 гг. « Любовь Яровая» (Василько), «Свадьба Фигаро» (Бережный),

«Девяносто семь» (Василько), «Розовая паутина» (Тинський), «Седи» (Bильнер), «Учитель Бубусь» (Бережной), «Яблочный плен» (Bильнер), «Волки» (Бережной), «За двумя зайцами (Василько) и др. (6)

Как отмечали критики: «С первого же спектакля «Поджигатели» по пьесе А. Луначарского (тогдашнего наркома просвещения страны) Одесская Украинская госдрама заявила о себе как о коллективе-первооткрывателя новых имен, новых тем, новых героев».

Возглавил художественное руководство театром Марк Степанович Терещенко. На постановку первого спектакля «Поджигатели» пригласили известного режиссера, последователя Всеволода Мейерхольда — Бориса Глаголина. …

В новом сезоне зрителей тоже ждала «причуда». Второй сезон Одесской Украинской Госдрамы начался спектаклем «За двумя зайцами», который поставил Василий Василько, ранее работавший с корифеями украинского профессионального театра М.Кропивницким, Н.Садовским, Заньковецкой, Афанасием Саксаганским, затем был актером и режиссером в театре Леся Курбаса.  

В соавторстве В.Василько и В.Ярошенко написали инсценировку классической пьесы «За двома зайцами» М.Старицкого, значительно осовременив комедию.

Вскоре режиссер спектакля Василий Василько получил приглашение возглавить театр. С тех пор этот театр стал основным коллективом в его творчестве, Одесса — главным городом жизни, куда он возвращался, в котором прошли последние годы его жизни.

В 1930 году  к пятилетнему юбилею, «за смелость, новаторство поиска, нового героя на сцене, новую драматургию» театр получает имя Революции и новое помещение ) — Сибиряковского театра. (до этого он находился в помещении на улице Греческой — дверь в дверь с Русским театром).  

продолжение следует

Авторы: Вячеслав Слисарчук и Лилия Вукович