Эксклюзивные новости от Вячеслава Слисарчука

Литература без границ

в п в с ч п с
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 

История Украинского театра в Одессе (продолжение)

Russian English Ukrainian

Украинский( Современный) театр  (времена оккупации)

Есть в театральной жизни Одессы  страницы, о которых предпочитали умалчивать, Но внимательное отношение к нашему прошлому, заставляют говорить о тех людях, которые работали в период оккупации. В городе функционировали русский, украинский театры и румынская опера. На оккупированной территории оставалось много известных актеров, позднее удостоенных почётных званий. Это И.Твердохлеб, И.Маяк, Г.Бутовская, З. Дьяконова, С.Бондарчук, С.Мануйлович и другие. (1)

В апреле  1942 года режиссёр С.Бондарчук получил от оккупационного командования разрешение играть украинские пьесы в здании Театра Революции (бывш. Сибиряковский). Актеры сами сделали ремонт, вставили разбитые стёкла, оборудовали сцену. Показывали: «Назара Стодоля», «Марусю Богуславку»,  «Сорочинскую ярмарку». Однако вскоре румыны потребовали освободить этот  театр. Украинские актёры перешли работать в Русскую драму и статистами в оперу.

Летом 1943 года сформировался коллектив украинских артистов и стал работать в бывшем здании клуба медработников.  Во времена  оккупации Одессы,   этот украинский театр   стал именоваться «Современным». В своей книге «Одесские интервью» корреспондент А.Я. Головко, перепечатал  свои статьи (которые были опубликованы в газете «Буг»  с марта по ноябрь 1943 году). Из интервью с артистами (В.К. Красенко, И.Ф. Маяком, Н.И. Богдановым,  И.И. Твердохлебом , Я.Т.Возияном, М.Ю.Боярской, К.С. Маяковой, Т.А.Ходаченко ), можно сделать выводы, какие спектакли ставились в то время и  роли  играли актеры.

Как повествует Александр  Яковлевич  Головко: «С приходом румынской власти г-н В.К. Красенко явился одним из организаторов украинского театра в Одессе. Благодаря ему, многие артисты украинской сцены, работавшие прежде в цирке, опере и в театре Драмы в качестве статистов, были собраны в единый коллектив, работающий в настоящее время». (10)

В спектакле «Поэтова доля» Иосиф Фёдорович Маяк, одновременно являющийся, в те годы  режиссёром Современного» театра,  играл роль  - Т.Г. Шевченко.   Как писали газеты того времени: «Артист Маяк, исполняющий роль Шевченко, с большим мастерством, создал благородный образ поэта. Он снял с него серую свитку, в которой неизменно представляли  Шевченко все видевшие в поэте безобидного певца природы. Он одел его в европейское платье и показал тонким высококультурным человеком».  (10)

Николай Иосифович  Богданов  выступал на сцене современного   (украинского)  театра в ролях: Фрондозо «Овечий источник» Лопе де Вега,  Елишкина в пьесе «Не было гроша, и вдруг алтын», Хомы в «Ой не ходи Грыцю…»,  Микиты в «Дай серцю волю, заведе в неволю» И.Франко, жандарма в «Украденном счастье», Франца в «Разбойниках», в «Назаре Стодоля» и т.д.

Яков Трофимович  Возиян в 20-е годы  играл  в театре «Березиль» руководимым Л.Курбасом в Киеве. С 1931 года стал работать в Одесском украинском театре имени Октябрьской революции с лучшими украинскими режиссёрами: Шклярским, Терещенко, Хименко и др. Кроме ролей украинского репертуара, у него были ещё шекспировские и шиллеровские роли.

Клавдия Степановна Маякова с теплотой вспоминает о своих любимых ролях в украинских спектаклях: «Ой, не ходи Грыцю», «Бесталанна»,  «Лымеривна».

Иван Иосифович Твердохлеб. В 1929 году он вместе с Передвижным Киевским театром им. Т.Г. Шевченко приехал в Одессу. Потом принял приглашение в Одесский театр Драмы, где решил остаться на зимний сезон. Затем снимался на Одесской киностудии «ВУФКУ». Первые фильмы, в которых снимался, были – «Кармелюк» и «Ящик для жалоб». В 1936 году Твердохлеб  бросает кинематограф и переходит работать в Украинский театр. После оставления Одессы советскими  войсками, остаётся в театре становится  художественным руководителем Современного театра, а также продолжает актёрскую деятельность. В пьесе «Украденное счастье» И. Франко он играет Николая Задорожного, комические  роли в пьесах  «Кума Марта» А. Шатковского и в пьесе В. Винниченко «Панна Мара».

Татьяна Алексеевна Ходаченко  в 1940 году она окончила Одесское Театральное училище и вышла на украинскую сцену. Снискала признание зрителей в спектаклях: «Назар Стодоля», «Поки зийде сонце, роса очи виесть», «Кума Марта». (10)

Послевоенный  украинский театр 

После освобождения города от захватчиков.  Спустя два дня  13 апреля  1944 года украинские актеры в главе с И.Маяком  сыграли «Сорочинскую ярмарку». Затем пошли спектакли: «Сватанье на Гончаривци», «Наталка Полтавка», «Шельменко –денщик».

В 1946 году была поставлена пьеса  Копыленко «Вы давно не возвращались?»,  рассказывающая как матрос ищет после войны девушку, которая помогла ему во время вражеского наступления, перебраться на другой берег Днепра. Затем первым на Украине театр обратился к подвигу «молодогвардейцев» в спектакле по роману А.Фадеева «Молодая гавардия» (реж. Б.Тягно). Тема войны получила и развитие в спектакле «Одесса» Г.Плоткина. (1)

В 1948 году Украинский театр уже в третий раз возглавил В.Василько. Для первой постановки он взял инсценировку по повести О.Кобылянской «Земля».

 

Мне хотелось бы отметить, что талантливый режиссёр-постановщик Василий Василько возглавлял коллектив в разные периоды, в общей сложности 14 лет.  На Одесской украинской сцене он осуществил более 30 постановок украинской и мировой классики, современных пьес, выступая часто в роли драматурга. Спектакли Василько вошли в «золотой фонд» не только Одесского украинского театра, но и всего национального театра Украины.

Василий Василько определил будущее театра, его художественные перспективы на долгие годы вперед.

В 1956 году состоялся XX съезд КПСС, после которого были реабилитированы многие деятели культуры и искусства. Среди них имя выдающегося украинского режиссёра – Леся Курбаса, незаслуженно репрессированного в 30-е годы. Данью памяти реформатору украинской сцены стал спектакль «Гайдамаки» по Т.Г. Шевченко, в основу которого была инсценировка и режиссёрский замысел Леся Курбаса. Спектакль имел широкий резонанс по всей Украине. Однако после девяти аншлагов и триумфального шествия по сценам украинских театров, он был кем-то снят с репертуара.

Также на афише театра появилось реабилитированное имя украинского драматурга Н. Кулиша. Его пьеса «Патетическая соната» в постановке Н. Орлова, была премьерой на украинской сцене. Яркой страницей в истории театра явился «97» (спектакль по пьесе Н.Кулиша,  реж. Б.Мешкис). Исполнители ролей И.Твердохлеб, Ю.Божек, Н.Слезка, Л.Луценко, Г.Осташевский и др. поднимались на высокую ступень мастерства в раскрытии человеческих судеб.  (1)

В 60-годы на   театральных афишах стали появляться имена одесских писателей: И. Рядченко и И. Гайдаенко. Украинский театр поставил пьесы: «Старая мансарда» Ю.Усыченко и «Капитан Кириллов» - И. Гайдаенко.

В конце 60-х и 70 –х годах театры Одессы проводили большую шефскую работу в городе и области, помогая расцвету художественной самодеятельности.  В  то время  в Одесской области функционировало более десяти народных театров, которым оказывали помощь профессионалы из Одессы.

В 70-годы помимо традиционного репертуара в театрах Одессы довольно часто проводились различные фестивали, конкурсы, смотры. Они, как правило, были приурочены к знаменательным датам, политическим и культурным событиям, проходящим в стране. С одной стороны это ограничивало инициативу театра, вынуждая режиссёров  ориентироваться не на художественный уровень драматургии, а с другой стороны – стимулировало творческий поиск. (9)

Например, в 1972 году  Республиканский фестиваль драматургии народов СССР, посвящённый 50 –летия возникновения  СССР (29 декабря 1922). На сцене  украинского театра прошли спектакли: «Трибунал» А.Макаёнка, «Птицы нашей молодости» И. Друцэ и др. (1)

 В репертуаре театра были пьесы  украинских, грузинских, русских и зарубежных авторов «97» Н.Кулиша, «Мартын Боруля» Карпенко-Карого, «Первый грех» А.Коломийця, «Старая мансарда»Ю.Усыченко, «Я, моя бабуся Илико и Илларион» Н.Думбадзе, «Трёхгрошовая опера» Брехта и др.

Актерский коллектив насчитывал в те годы более сорока человек. Народные артисты УССР Иван Твердохлеб, Лесь Луценко, заслуженные артисты – Валентина Туз, Юрий Божек, Александр Кошутский, Генрих Осташевский, Олег Похилко, актеры молодого поколения Ирина Черкасская, Светлана Гузова, Анатолий Дриженко, Анна Соловей, Василий Яковец и др.  Главный режиссер Владимир Пахомов (8)

Надолго запомнилось одесситам празднование пятидесятилетия украинского театра в 1975 году. «Юбиляра» приехали поздравить те, кто стоял у его колыбели, кто закладывал фундамент нового коллектива в 1925 году. Среди гостей – М.Терещенко, Н.Ужвий,  Е.Пономаренко, П.Нятко, М.Хорош, К.Блакитный, Н.Ващенко, А.Крамаренко – режиссёры и актёры отдавшие много сил и  творческой энергии, чтобы сделать Одесский украинский театр ведущим на Украине. Многие работник культуры в тот день,   получили почетные звания, грамоты и подарки.

С тех пор прошло уже 45 лет и  в этом году мы отмечаем уже 95 –летний Юбилей. За эти сорок пять лет на сцене театра ставили спектакли выдающиеся украинские режиссеры: П.Киселевич, Е.Купченко, Н.Орлов, А.Рубин, В. Скляренко, В.Пахомов, Б.Мешкис; талантливые художники — М.Маткович, М.Кордонский; композиторы — Ю.Губарев, В.Штайгер, Б.Зильберглейт и др. В творческую историю театра за девять десятилетий вписано множество имен актеров, режиссеров, художников, композиторов — людей, бесконечно преданных театра, которые создали славу коллектива Одесского украинского театра.

(В 1995 году коллективу Одесского украинского театра было присвоено имя выдающегося корифея – В.Василько). Зрители, широкая театральная общественность, театральные критики называли театр Одесской Украинской Госдрамы «трижды пионером» за оригинальный, смелый репертуар, новаторство сценических выразительных средств и, самое главное, за талантливейший актерский ансамбль.

Репертуар театра всегда отличался широтой и разнообразием жанров. На сцене театра в первые годы деятельности рождалась новая украинская драматургия: пьесы И. Микитенко (первого заведующего литературной частью Одесской Украинской Госдрамы), М. Кулиша, Я. Мамонтов, И.Днепровского, А. Корнейчука и других ныне известных драматургов Украины. На сцене театра шли не только постановки по произведениям украинских классиков, по пьесам писателей и драматургов мирового масштаба: Брехта, Шолом-Алейхема, Мицкевича, Пушкина, Гоголя, Франко, Леси Украинский, Шекспира.

 Одесский академический украинский музыкально-драматический театр имени В. Василько продолжает традиции своих предшественников-корифеев, творчески их развивает. Современность театра хорошо просматривается в его репертуаре: от украинской классики (например, «Запорожец за Дунаем») к экспериментальным постановкам режиссеров «новой волны» украинского театра. Театр приглашает к сотрудничеству наиболее интересных режиссеров Украины и СНГ — таких, как Алессио Бергамо (Италия), Гедрюс Мацкявичюс (г.. Москва), Дмитрий Богомазов (г.. Киев), Юрий Одинокий (г.. Киев), Владислав Троицкий (г.. Киев) , Клим (г.. Москва), Лариса Венедиктова (г.. Киев), Никита Гриншпун (г.. Москва), Андрей Бакиров (г.. Чернигов). (13)

Кроме основной сцены, работают экспериментальные сценические площадки, для которых составлен свой репертуар: «Зритель на сцене» и «Сцена 38». На театральной афише представлена украинская классика и современные пьесы украинских авторов, произведения мировой классики и зарубежная драматургия.

Яркий ансамбль артистов театра пользуется любовью зрителей. Труппа представлена талантливыми мастерами сцены всех поколений: старшего, среднего и молодого. В театре работают 3 народных артиста, 9 заслуженных артистов, 2 заслуженных деятеля искусств и 2 заслуженных работника культуры Украины.

Сегодня Одесский академический украинский музыкально-драматический театр имени В. Василько известный далеко за пределами Украины. География гастролей за всю время деятельности сложилась чрезвычайно широка: театр гастролировал из Одессы к берегам Невы и в противоположную сторону, от Одессы и до острова Сахалин. Участвовал в престижных международных театральных фестивалях, занимая призовые места. Назовем, например, Международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны», Каирский международный фестиваль экспериментальных спектаклей, Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии». Выступал с гастролями в городах Канады (провинция Манитоба). (13)

Театр был инициатором проведения Фестиваля «Классика на сцене», посвященного 100-летию со дня рождения своего выдающегося корифея-народного артиста СССР В.С. Василько (г. Одесса, 1993), Первого Всеукраинского фестиваля современной украинской драматургии (г. Одесса , 1998г.). +2011 Театр стал призером IV международного театрального фестиваля «Европейские театральные встречи» Близкие незнакомцы» в г. Познань (Польша), дипломантом V театрального фестиваля международного Черноморского клуба« HOMO LUDENS »в г. Николаев (Украина).  (6)

В 2020  году театр отмечает свой 95-летний Юбилей, но как мы убедились, украинский театр в Одессе существовал всегда.  Ведь во все времена Украинский театр     привлекал зрителя  своей национальной основой, синтетическим искусством, сочетающий музыкальный колорит с народностью создаваемых характеров.  Не в стилизации под современность, не в дубляже репертуара русских театров, а в развитии своих национальных особенностей и заключается дальнейшая перспектива театра.

Источники:

  1. Голота В. В. Театральная Одесса / В. В. Голота. − Киев : Мистецтво, 1990. – 245 с. : ил.
  2. М. Л. Кропивницький в Одесі : бібліографічний покажчик / упоряд. О. Г. Нуньєс ; наук. ред. Р. Я. Пилипчук ; ред. І. С. Шелестович. – Одеса : ОДНБ ім. М. Горького, 2006. – 218 с. – (Літературна Одеса ; Вип. 12).
  3. І. К. Тобілевич (Карпенко-Карий) в Одесі: бібліографічний покажчик / упоряд. О. Г. Нуньєс, О. І. Кравченко; наук. ред. Р. Я. Пилипчук. – Одеса : ОДНБ ім. М. Горького, 2004. – 171 с. – (Літературна Одеса ; Вип. 10).
  4. М. П. Старицький в Одесі : бібліографічний покажчик / упоряд. О. Г. Нуньєс ; ред. І. С. Шелестович. – Одеса : ОННБ им. М. Горького, 2010. – 126 с. – (Літературна Одеса ; Вип. 13).
  5. Білик А. Театрально-драматична антреприза Одеси : монографія / Анна Білик, Галина Степанова. − Херсон : Гельветика, 2019. − 184 с.
  6. Юрій Смолич Український драматичний театр в Одесі / Юрій Смолич // Життя й революція. − 1929. − № 2. − С. 146-160.
  7. Лазаревський Б. Шматочки минулого : Одеса. Український театр. Суворин та Заньковецька / Борис Лазаревський // Тризуб. − 1933. −№ 4. − С. 11-14.
  8. Коляда И. Одесса : путеводитель / Иван Коляда. − 7-е изд., испр. и доп. − Одесса : Маяк, 1972. – 151 с. : ил.
  9. Кракалія Р. Така любов… : вистава «Щастя поруч» (за пۥєсою Івана Франка «Украдене щастя) в Одесьому українському музично-драматичному театрі імені В. Василька / Роман Кракалія // Українська культура. − 2004. −№ 2-3. − С. 31 : іл.
  10.   Головко А. Старые одесские интервью – Одесса: Астропринт, 2000 -144 с.
  11. Соколовська К. Творче спрямування Одеського державного українського драматичного театру (1925-1928) / Клавдія Соколовська // Українознавство. − 2009. −№ 1-3. − С. 201-203.
  12. Левченко В. З історії українського театру : бенефіси Марії Заньковецької в Одесі / Валерій Левченко, Галина Левченко // Юго-Запад. Одессика : ист.-краеведч. науч. альм. = Південний захід Одесика – Одесса, Вып 2. – 2013. – С. 240-251 : портр.
  13. Офіційний сайт Одеського академічного українсько музично-драматичного театру ім. В. Василька. – Режим доступу : http://ukrteatr.odessa.ua/history/. – Назва з екрану. – Українська сцена Одеси [Електронний ресурс]

Авторы: Вячеслав Слисарчук и Лилия Вукович