Камень для созерцания
Выставка Суй-сэков
Известный украинский ювелир, обладатель нескольких Почётных премий Фаберже - Степан Мацюк на днях представил свою уникальную выставку Суюсэков в Одесском Музее Западно- Восточного искусства.
В суйсэки (суй - вода, сэки – камень ) сошлись две стихии: вечно подвижная, живая, текучая вода, обладающая здесь творческой силой ян, и неподвижный, затаённый, как будто "спящий" навеки камень - инь.
Это искусство глубоко уходит корнями в древность и имеет давние традиции. Вместе с искусством бонсай - культурой выращивания карликовых деревьев - Япония получила из Китая другое диво: суйсэки - искусство любования камнями. Здесь уместно вспомнить знаменитый киотский «Сад камней» - Рёандзи.
Так же, как дерево, источенное непогодой, причудливая скала или водопад необычной формы и размера, камни на Дальнем Востоке повсеместно и исстари почитались. Им приписывали личностные характеристики: они могли быть подлыми или возвышенными.
Камни, как живые существа, имели лицо, грудь, живот, спину и ноги. Им давали имена, с ними связывались местные предания. В Китае по камням ударяли палочкой и слушали ответный звук. Камнями лечились, с ними общались. Они становились непременными участниками и элементом садового дизайна. Определённые конфигурации камней символизировали Мировую ось, гору Пэнлай (Хорай), острова Блаженных, индуистский или Амидаистский рай.
В восприятии камней соединились первобытная магия и мистика даосов. Камень являл собой космическую силу и энергию, будучи порождением и Неба, и Земли одновременно, он символизировал срединную часть знаменитой китайской триады - Человека.
Суйсэки есть союз двух этих элементов, их вечное объятие, взаимопроникновение, тысячелетнее взаимовлияние, обтачивание и размывание. Холодный неподвижный камень хранит память о вулканической катастрофе, которой он обязан своим рождением. Складки, морщины и трещины есть воспоминание о том времени, когда камень был жидкой, искрящейся лавой, в которой горела сила ян. Эта рябь, это неподвижное волнение навеки впечатаны в него.
И подобно тому, как любят в Японии случайные наплывы и размывы глазури на керамике, точно так же ценится и титанический труд природы, создавшей причудливые камни: то обточенные временем и изъеденные водой, то обкатанные речной галькой, со стёртыми гранями, - гладкие, круглые, спокойные, а то и шершавые, ребристые, с уступами, острыми пиками, пещерами и сквозными отверстиями...
Но постигнуть суть камня не так уж легко. Во-первых сначала следует увидеть лицо камня: форму, фактуру, цвет. Во-вторых, увидеть образ, который нужно раскрыть. Только увидев суть камня - приступить к работе. На выставке также представлено олицетворение этого года – композиция – «Бык».
Важнейший элемент это подставка под камень так называемая – «дайза» или «добаи». Дайзы – изготавливаются из дерева, реже из керамики, «Добаи» - изготавливаются из бронзы или терракоты, заполняются песком. В совокупности камни - творения природы и подставки - составляют искусство - суйсэков.
Мне хочется добавить, что это уже вторая экспозиция, так как первая состоялась там же в ноябре прошлого года. На прошлой экспозиции со своим вступительным словом выступила искусствовед – Галина Тимохова.
Степан Мацюк также представил свою коллекцию камнерезного искусства. На различных материалах, таких жемчуг, золото, малахит, перламутр и другие, народными умельцами вырезаны причудливые портреты исторических деятелей. Поражает мастерство с которым это сделано.
Приобщиться к древнему искусству Суй-сэков можно в выставочном Восточном зале Западно-Восточного искусства.
Автор фоторепортажа - Вячеслав Слисарчук