Старый Крым 1 часть, 2-й день
Три музея Старого Крыма
Вторник 15.05.2013. Утром с группой туристов, которые ехали в Симферополь, отправился в Старый Крым. В автобусе познакомился с киевскими журналистами, которые тоже отправились из Коктебеля посетить музей К.Г. Паустовского и Оптинский источник. Через сорок минут мы ступили на обетованную землю. С первых минут меня постигло разочарование. Вместо старинного города с его средневековой архитектурой, с башенками и минаретами, мы словно попали в украинский посёлок. Ничего тут не напоминало о былом величии этого славного места. Как когда-то об этом написала поэтесса Юлия Друнина:
По дороге я пытался найти, какие то старинные постройки. Но, увы, ничего такого не наблюдалось.
Это заколоченное здание один из корпусов, бывшего завода «Фотон», где собирали телевизоры, которые отсюда отправлялись в различные уголки страны. Некогда государственное процветающее предприятие, кажется заброшенным, ведь у него новый владелец, который в будущем намерен здесь открыть гостиницу – объяснила нам одна из местных жительниц.
По пути нашего следования, прямо под стенами домов, коровы мирно жевали траву, нежась на майском солнышке.
Подойдя к музею Паустовского, мы были раздосадованы, так как до открытия нужно было ждать час, поэтому наша группа разделилась. Киевские коллеги пошли к святому источнику, а я направился в музей А.С. Грина.
Мемориальный дом-музей А. С. Грина
Возле ворот растёт дерево, на котором изображён кораблик с алыми парусами.
Отворив калитку, попал в маленький ухоженный дворик, где находится музей. Уникальность этого музея в том, что расположен он в единственном собственном доме Грина. Перед домом высится бюст писателю. Смотрители музея Сергей и Наталья - оказались гостеприимными людьми. Узнав, что к ним приехал журналист из Одессы, они предложили попить с ними кофе и позавтракать.
Домик небольшой и вся экспозиция включает в себя три небольшие комнаты. В первой — литературно-мемориальная экспозиция, личные вещи писателя, фотографии, книги, картины — всё, что рассказывает о жизни и творчестве писателя Александра Грина 1929—1932 годов; эти годы жизни писателя были связаны со Старым Крымом.
Вторая комната выглядит точно такой, какой была в последние дни жизни писателя. Единственное новшество — деревянный пол (известно, что при жизни писателя пол в доме был земляной).
И ещё есть спальня, где Грин провёл последние минуты своей жизни. Возле трёхстворчатого окна стоит застеленная кровать. Рядом тумбочка, за ней ломберный столик с изогнутыми ножками.
Как мне объяснили смотрители музея: «Это здание было приобретено в конце мая 1932 года женой А. Грина, Ниной Николаевной, в обмен на золотые наручные часы и является четвёртым адресом А. Грина в Старом Крыму. В этом доме прошли последние дни писателя, здесь он диктовал страницы последнего, незаконченного романа «Недотрога», здесь получил из печати последнее прижизненное издание — «Автобиографическую повесть».
Хотелось бы сделать небольшое отступление. У меня дома есть сборник произведений А.С. Грина, в который входит и «Автобиографическая повесть». Однажды ко Второму Одесскому Гриновскому фестивалю (организатор - Рита Колобова), мы с моим другом кинорежиссёром, оператором - Александром Заступайло решили экранизировать эпизод из этой повести, о том, как Грин впервые приезжает в Одессу. Для съёмок мы нашли похожего человека. Взяли напрокат вещи на Одесской киностудии, приехали ранним утром к памятнику Пушкина, и поставили небольшой эпизод.
Эти кадры вошли в фильм А. Заступайло «А.С.Грин и кинематограф». Об этом случае мною было поведано новым знакомым Сергею и Наталье. Затем объяснил, что Александр Грин, в юности был одним из любимых писателей, и мною ему был написан акростих, ещё в 2011 году.
Мне разрешили посидеть за письменным столом писателя и оставить свой комментарий в книге отзывов. Это было непередаваемое ощущение, находиться за столом, за которым работал один из великих романтиков. Передо мною находилась статуэтка, изображавшая писателя и птицу у него на плече.
Как мне объяснила экскурсовод Наталья: «Птица, сидящая на плече у Грина – это ястреб по кличке Гюль, которого он спас от смерти, выходил и приручил.
Затем разговор зашёл о музее и мне рассказали: «Музей был создан стараниями - Нины Николаевны Грин. Именно благодаря её упорству и невероятной силе духа домик сохранил свой облик и уникальное собрание мемориальных предметов, сопровождавших писателя долгие годы его творчества. Тяжёлые годы немецкой оккупации, а после освобождения и возврата в страну — ссылки, а затем гонений советскими властями — ничто не заставило её отказаться от мечты создать дом-музей Грина в Старом Крыму.
После смерти Сталина (1953) запрет на некоторых писателей был снят и, начиная с 1956 года, Грин был возвращён в литературу, его произведения издавались миллионными тиражами. Получив стараниями друзей Грина гонорар за «Избранное» (1956) Нина Николаевна приехала в Старый Крым, с трудом отыскала заброшенную могилу мужа и выяснила, что дом, где умер Грин, перешёл к председателю местного исполкома и использовался как сарай и курятник.
В 1960 году, после нескольких лет борьбы за возвращение дома, Нина Николаевна открыла на общественных началах Музей Грина в Старом Крыму — в мае открылась мемориальная комната писателя, а 23 августа, в день восьмидесятилетия писателя, музей был торжественно открыт.
Прямо за домиком располагается чудесный сад, где можно насладиться природой, посидеть с чашечкой чая или кофе, насладиться ароматом цветов и пением местного соловья.
В конце нашей встречи меня пригласили приехать сюда в День Рождения Грина, прочитать своё произведение на фестивале, поведав: что ко дню рождения писателя приурочен ежегодный фестиваль «Гринландия», проходящий в Старом Крыму 22-24 августа; Утром 23 августа на склоне горы Агармыш его участники поднимают символические алые паруса. На импровизированной сцене выступают творческие коллективы, артисты, музыканты и поэты, а днём на концертной площадке гриновского дома выступают современные поэты, барды, писатели. В рамках фестиваля проводятся выставки и экскурсии, 24 августа участники и гости фестиваля осуществляют пеший переход из Старого Крыма в Коктебель, по маршруту, пройденному Грином в 1931 году, с посещением Дома-музея М. А. Волошина. Поблагодарив гостеприимных сотрудников, я отправился в музей Паустовского.
Дом-музей К. Г. Паустовского
Музей Паустовского находится в пяти минутах ходьбы от музея Грина, а точнее на той же улице, только на другой стороне под № 31.
Войдя туда, обнаружил, что экскурсия уже началась. Экскурсовод поведала, что впервые Константин Георгиевич Паустовский приехал в Старый Крым в 1934 году. С тех пор этот крымский городок прочно вошёл в его жизнь. В мае 1938 г. писатель написал:
"Весь Старый Крым в цвету, в распустившихся орехах и каштанах… неправдоподобный воздух, очень душистый, мягкий и прозрачный. Я работаю. Здесь очень хорошо работать в саду…". Судьба, личная жизнь и творчество К. Г. Паустовского (1892–1968) тесно переплетены с Киммерией.
Писатель подолгу жил в Крыму, неоднократно гостил в Волошинском Доме Поэта, поэтому крымские мотивы часто присутствуют на страницах его произведений. Под впечатлением Феодосии написаны рассказы "Потерянный день", "Робкое сердце". Коктебель звучит в рассказах "Умолкнувший звук", "Синева", "Встреча".
Старому Крыму посвящены главы повести «Чёрное море» и др. "Место, где хотелось остановить время, чтобы не терять ощущение молодости", – так чувствовал Крым писатель. А в рассказе "Синева" писал: "Восточный Крым был полон цветения и тишины. Это была особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма…".
Музей находится в доме с тенистым старым садом. Здесь писатель останавливался в 1949 году. В подтверждение этому создана оригинальная экспозиция под открытым небом – чудесный сад, в котором представлены не только цитаты из произведений Паустовского, но и лодка и строгий обеденный стол.
Словно сам писатель рассказывает посетителю о своем любимом уголке. В четырёх залах воссоздан типологический интерьер провинциального мещанского дома начала ХХ века, развернута экспозиция, рассказывающая о жизни и творческом пути Паустовского. Есть стенд,, где великая актриса - Марлен Дитрих, опустилась на колени перед талантом Паустовского.
В экспозиции представлены сотый выпуск газеты «Моряк», прижизненное издание «Тарусских страниц», семейные фотографии писателя, личные вещи и т.д.
Мне очень понравилась светлая веранда, где работал и отдыхал писатель.
В окончание экскурсии нам посоветовали посетить ещё Литературно-художественный музей, находящийся неподалёку, что мы и сделали.
Литературно-художественный музей
Музей расположен на двух этажах. На первом в его экспозиции представлены материалы по истории города, обнаруженные при археологических раскопках на его территории находки античных времён, средневековья и владычества Золотой орды.
Различные предметы утвари крымчан и татар, старинные кувшины, глиняные таблички, древние монеты разные каменные орнаменты и т.д.
Кроме сложных орнаментальных украшений, на фрагментах имеются надписи. Выставлены надгробия со старых кладбищ Солхата — караимские или иудейские и крымско-татарские..
Второй этаж литературно-художественный. Коридор украшен различными картинами.
В одном из залов воссоздан интерьер особняка провинциального города начала XX века. Тут находятся различные раритеты, старинные зонтики, веера, лорнеты и музыкальные инструменты.
Особенно впечатлило меня карликовое пианино. Оно настолько выглядело старинным, что мне пришла в голову мысль, что это немецкий или итальянский инструмент. Но как оказалось, это было пианино фирмы «Красный октябрь».
Стены музея украшены не только работами местных художников, но и копиями с полотен Максимилиана Волошина, а также его фотографиями
Одна из стен экспозиций представлена крымскими пейзажами Юрия Горбачёва. Как мне поведала экскурсовод, этот художник сейчас живёт в Америке, но часто бывает в Одессе.
Также под портретом Айвазовского, хранится меню блюд, подаваемых на званом празднике в честь его шестидесятилетней художественной деятельности. На меню названия блюд, перекликаются с названием его полотен. Тут можно встретить : Мороженное «Северное море», десерт «Штиль», пунш «Везувий» и т.д.
Другие стены помещения украшены фотографиями знаменитых людей побывавших в Старом Крыму: М.Волошина, К.Паустовского, М.Цветаевой, А. Грина и т.д. Есть фото мужа Марины Цветаевой – Сергея Эфрона.
на фотографии дома Волошина - Коктебеля как такового не было, были лишь море и горы.
В середине экспозиции деревянная статуя Грина с ястребом Гюлем на плече. Тут же в витрине находятся его книги.
Слева витрина посвящена врачу-кардиохирургу - Н. Амосову.
Одна из экспозиций повествует о трагической любви Ю. Друниной, и кинодраматурга А. Каплера. Рядом в витрине находится рисунок Юлии Друниной. Этот эскиз оказался пророческим. О чём мне поведал экскурсовод. Также она мне посоветовала посетить Старое кладбище, где находятся их могилы, рядом с могилой Грина и самому сравнить с рисунком.
Во дворе музея выставлена одна из подлинных Екатерининских миль. Неподалёку находятся два хранителя – каменных льва. Несмотря на то, что этот музей тоже не отличается габаритами. Как мне объяснили, дня не хватит, чтобы подробно рассказывать об экспонатах. В окончании экскурсии мне посоветовали посетить Старое крымское кладбище и средневековый армянский монастырь Сурб-Хач.
Продолжение следует: