Старый Крым 2 часть, 2-й день
Пантелеймоновский источник; Старокрымское кладбище; Монастырь Сурб-Хач
Будучи в старом Крыму, не набрать воды в целебном источнике и не посетить могилу Александра Грина, это будет непростительной ошибкой – так меня напутствовали меня ещё в музее Паустовского.
Решив не пренебрегать советами, отправился по маршруту. Тем более что попасть к источнику и находящейся рядом с ним часовне несложно, просто необходимо спуститься вниз по улице Свободы, которая пересекает весь Старый Крым с северной его окраины до южной. В конце города, возле поликлиники, асфальтированная дорога немного изгибается влево, переходит в грунтовую и, минуя городской стадион, спускается к речушке Чурук-Су. Оттуда до источника Святого Пантелеймона, расположенного у подножья невысокой горы с таким же именем, как говорится рукой подать.
Источник Святого Пантелеймона
Многочисленные легенды приписывают этому источнику чудотворную силу и целительные свойства. Каждый год, 9 августа, местные жители и гости приходят к нему отмечать храмовый праздник святого Пантелеймона, служат здесь молебен и святят воду.
Хочется отметить, что первая часовня возле источника была сооружена в 1893 году, но в 1904 году пожар ее полностью уничтожил. Через два года часовню восстановили, но в советское время она, по сообщениям старожилов, опять пострадала от пожара. Двое местных жителей, с которыми я познакомился возле источника, поведали, что местные власти несколько раз пытались после Второй Мировой войны засыпать источник песком и щебнем, чтобы уничтожить даже память о чудотворном месте. Но святой родник настойчиво пробивался на волю.
Рядом с часовней находится плакат с молитвой: «Оптимских старцев», которую необходимо читать, когда набираешь воду.
Прочтя молитву и набрав воды из источника святого Пантелеймона, отправился на местное кладбище.
Старокрымское кладбище
Пройдя путь до музея, а затем, поднявшись вверх, вышел к трассе. За дорогой высилась ограда местного погоста. Как объяснили местные, Необходимо идти вдоль стены, пока не увидите вход, возле него будет табличка, указывающая на место захоронения Александра Грина.
Отыскав вход, увидел стрелку-указатель и отправился, куда она была направлена. Вскоре вышел к могиле Александра Грина. Еще не так давно его могилу несложно было найти и без каких-либо указателей: ветки почти всех деревьев вокруг неё были увешаны красными лоскутками — своеобразными мини-символами знаменитых гриновских алых парусов.
Сейчас же такое трогательное проявление уважения к памяти писателя наблюдается, в основном, дважды в год: 23 августа — в день рождения Грина, и 8 июля в день его смерти.
Место для могилы Александру Степановичу выбирала его жена, Нина Николаевна. В своих воспоминаниях она писала: «На кладбище — пустом и заброшенном — выбрала место. С него была видна золотая чаша феодосийских берегов, полная голубизны моря, так нежно любимого Александром Степановичем».
К слову сказать, что никаких феодосийских берегов, с этого места не наблюдалось. Только по сторонам тянулись памятники и погребальные кресты.
В 1944 году рядом с Грином была похоронена мать жены писателя, Ольга Алексеевна Миронова. Завещала похоронить себя здесь и Нина Николаевна Грин, которую после окончания войны, в 1945 году, обвинили в сотрудничестве с фашистами и отправили на десять лет в исправительные лагеря.
Нина Николаевна ушла из жизни в Киеве 27 сентября 1970 года. Власти не позволили выполнить ее последнюю волю, и она была похоронена в пятидесяти метрах от могилы мужа. Назначенные Ниной Николаевной в завещании душеприказчики — киевляне Юлия Первова и Александр Верхман — решили тайно перезахоронить Нину Николаевну. Через год, в день рождения Нины Николаевны, в ночь на 23 октября 1971 года, это перезахоронение состоялось.
Вновь соединились, на этот раз под землей, Александр Грин, его жена и мать его жены. Семейную могилу Гринов украшает трогательная скульптура «Бегущей по волнам» — это одно из лучших творений скульптора - Татьяны Гагариной, родившейся и выросшей здесь же, в Старом Крыму. Обо всем этом мне поведали ещё в музее Грина. А теперь всё это я наблюдал воочию
Напротив могилы Грина, чуть правее находятся могилы Артура Каплера и Юлии Друниной, которые тоже покоятся рядом. Об их любви, мне тоже поведали в музее.
Также в этом месте кладбища нашли своё упокоение несколько творческих людей: писателей, художников и поэтов, воспевавших в своих произведениях историю и красоты Крыма.
После посещения кладбища, мне на глаза попался стенд, изображающий расстояния до Древнего армянского монастыря под названием «Сурб-Хач».
Путешествие на Сурб-Хач
До монастыря, как указывал плакат, было всего несколько километров, поэтому решил пройти пешком. Сразу за посёлком, дорога изгибается и поднимается вверх. Места весьма живописные. Часть пути проходишь по степной местности, где становилось всё жарче и жарче.
Пот стекал с меня ручьями, футболка прилипла к телу. Но несмотря на это продолжал путь.
Однако, поднявшись и свернув за поворот, внезапно увидел в густой лес, где ощутил прохладу и восстановил силы.
Спустя минут десять пришёл к плакату с «предупреждением, что не следует углубляться в лес, так как в этот период сильно активизировались клещи.
Прямо на середине пути расположен символический кустарник или дерево, на котором туристы, направляясь в древний монастырь, оставляют на ветвях завязанные ленточки. Стараясь не нарушить традицию, пошарил у себя в рюкзаке, где у меня лежала наша украинская желто-голубая лента, которую и повязал на ветку.
Неподалёку от символичного дерева, вспугнул крупную хищную птицу. Она вспорхнула неожиданно, пересекая путь, и стала быстро кругами, подниматься всё выше и выше. Что это за птица, разглядеть не успел. Однако, успел её сфотографировать. Думаю, что это орёл или ястреб, а ещё мне подумалось, что это потомок Гюля – ястреба Грина, решивший охранять меня от неприятностей и сопровождать в древний монастырь. Почувствовав себя уверенней с таким крылатым защитником, продолжил дорогу.
По пути не повстречав ни машин, ни людей, пришёл к воротам монастыря «Сурб-Хач». Взглянув вверх, пернатого охранника не обнаружил, ястреб, словно растворился в синем небе.
Сурб-Хач
Внешне монастырь напоминает средневековую крепость: массивные каменные стены с узкими окнами, напоминают бойницы старинных замков с донжонами. Монастырь, оберегал за своими мощными стенами преследуемых братьев-единоверцев.
Этот монастырь являлся, да и сейчас остается, главной святыней крымских армян, самым значительным и крупным памятником, когда-либо создававшимся этим народом на полуострове. В его стенах армяне-старожилы и новые переселенцы находили утешение, защиту от бедствий, и, очевидно, какую-то практическую поддержку на чужбине. Не зря с восхищением и любовью обращались к монастырю в своих стихах армянские поэты средневековья:
«Сурб-Хач! Ты защита убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных... И вид, и положение твое дивны».
Престольный Сурб-Хач являлся резиденцией армянских епископов в Крыму, которые в эпоху средневековья играли одну из главных ролей в руководстве жизнью всей общины. И хотя на тот момент музейные залы монастыря были закрыты для посетителей, но узнав, что к ним прибыл одесский журналист, разрешили сфотографировать святыню, и познакомили с экскурсоводом. Меня провели в подвальное помещение, где хранится экспозиция с макетом крепости.
Это культовое сооружение, являющееся одновременно религиозным архитектурным и историческим памятником средневековья, По дороге возле монастыря расположены памятники с крестами и резными надписями на древнеармянском.
Хочется поведать, почему же такое название у монастыря и что оно означает. Сурб-Хач (в переводе с армянского — «святой крест») находится у подножья горы, носящей то же имя — Святого креста. Есть две версии происхождения имени монастыря.
По первой версии, гора, приютившая на своих склонах монастырь, подарила ему и свое имя. Другая версия связывает название монастыря с хачкаром (в переводе с армянского «каменный крест»), который в XIII веке был вывезен в Крым из гор Ани, являвшегося родиной основателей первых армянских колоний Крыму. Если следовать логике, то по второй версии уже гора получила свое имя от монастыря. Вторая версия является более правдоподобной и распространенной.
Создавался и перестраивался этот комплекс разновременных построек силами и на средства армян, поселившихся в восточном Крыму в разные времена. На протяжении более пяти столетий — с XIV по XII век — велись здесь строительные и реконструкционные работы, многочисленные ремонты, перестройки, ведь монастырь неоднократно разрушался, восстанавливался, приумножался новыми строениями.
В завершённом виде монастырский комплекс включает в себя соборный храм, пристроенный к нему гавит (притвор) с колокольней, кухню, трапезную, два яруса монашеских келий, два внутренних дворика, хозяйственное помещение и небольшую гостиницу для паломников. Все эти строения расположены среди девственных буковых и дубовых лесов и чрезвычайно гармонично вписываются в панораму окружающих гор, украшая собою здешний ландшафт. И хотя монастырь был закрыт для посещения, но узнав что к ним приехал журналист из Одессы, мне любезно отворили двери и даже провели небольшую экскурсию.
Центром монастыря, его основой, всегда был храм Сурб-Ншан (Святого Знамения). Этот храм был первым строением монастыря, вокруг которого возводились остальные сооружения. Да и во всем Крыму среди всех старых армянских построек это сооружение является одним из самых древних.
Хочу отметить, что архитектура храма близка к традиционной церковной архитектуре XII-XIII веков в самой Армении. Храм увенчан пирамидальным каменным шатром на высоком граненом барабане — тоже традиционная армянская архитектурная особенность. Надпись на стене, переведенная с древнеармянского языка, сохранила имена основателей храма и дату его возведения: «сей божественный храм славы, на земле - рай древа жизни; он подобие высокого неба и обиталище святой Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году начав, воздвигнут во имя святого Знамения усердием служителя его Ованеса инока и родных братьев его и по духу сынов».
Эта дата — 1358 год — официально считается временем рождения монастыря
Основателем храма Сурб-Ншан, чье имя донесла до нас надпись, был архимандрит — Ованес Себастаци. Он был родом из местности Себастия (отсюда и его фамилия) в Малой Азии, о чем поведали нам средневековые армянские рукописи Крыма. Ованес относился к высшему духовенскому сословию и одно время был наместником киликииского армянского католикоса в Крыму.
Сохранился и средневековый письменный источник — ровесник надписи— Библия, написание которой было начато в Болонье неким писцом Аракелом. Затем эта книга в незавершенном виде была доставлена в город Крым (нынешний Старый Крым), где сын Натера, Стешпанос, завершил ее написание в 1368 году, то есть через 10 лет после начала строительства храма.
Кроме этого письменного источника много других подобных ему, датируемых 1346-1363 годами, называют инока Ованеса наместником надзирателя или архиепископа Степаноса в Крыму, то есть духовным предстоятелем крымских армян. Эти письменные документы ценны еще и тем, что в них упоминается средневековый Старый Крым, а также пребывание в этом городе знаменитых армян: инока Ованеса — строителя Сурб-Хача, писца Натера и его сына, писца и миниатюриста, Степаноса, чьи имена увековечены на древних крестах.
На полуострове было одновременно два духовных центра крымских армян, о чем сообщает историк Иоганн Тунманн в своей работе «Крымское ханство» (1784г.): «Христианам и иудеям они (татары) предоставляют много религиозной свободы; армяне и греки имеют в городах и деревнях свои церкви. Есть здесь также два армянских епископа: один имеет пребывание в монастыре Сурп-ац-Вацацин, им. св. Девы, в Каффе (Феодосия), и его епархия простирается на восток от Каффы до Кабарды. Второй находится в монастыре Сурб Хач, им. св. Креста, приблизительно в трех географических милях западнее Каффы; его епархия простирается на западную половину Крыма и на остальные владения хана в Европе, до Каушан в Бессарабии». Причиной одновременного существования двух епархий крымских армян была, скорее всего, значительная территория ханского государства, не позволявшая одному епископу поддерживать тесную связь со своей паствой.
Всё это подробно, узнал от местного экскурсовода, который в конце своего рассказа привел меня и ещё несколько экскурсантов к святому источнику этого храма. Возле целебного источника мне удалось познакомиться с путешественниками, вместе с которыми на их машине отправился в Старый Крым, чтобы показать им дорогу в Краеведческий музей.
Затем сев на автобус отправился в Феодосию, чтобы посетить музей писателя Александра Грина. Однако, музей к тому времени оказался закрыт и погуляв немного по городу, отправился обратно в Коктебель.
Автор фоторепортажа: Вячеслав Слисарчук (продолжение следует)