Документ без названия

Автограф Роберта Шекли

  21 апреля 2005 г., нашу Южную Пальмиру посетил с визитом американский писатель- фантаст Роберт Шекли. Мне не только удалось с ним пообщаться, но и заполучить автограф.

 

Иногда жизнь, преподносит такие неожиданные приятные сюрпризы, что человек, не может даже и помыслить. День начинался как обычно, серо и буднично, и с утра не сулил ничего примечательного. Отправляясь на работу в фонды Одесского Литературного музея, я даже не мог предположить, какую удивительную встречу мне готовит судьба.

В те годы мне довелось сотрудничать с известным публицистом, писателем, академиком — В. Р. Файтельберг-Бланком, Трудился я в архивах, музеях, библиотеках нашего города над книгами: «Бандитская Одесса 6-9», кроме этого занимался подбором материалов для будущей книги: «Бронзовый век Южной Пальмиры». Придя на работу и получив под расписку: старинные журналы, книги и газеты, неторопливо приступил к их изучению.

Неожиданно двери распахнулись, и на пороге появилась главный архивариус – Евгения Александровна, которую переполняли эмоции. Она жестикулировала и говорила загадками:

— Вячеслав, вы даже не представляете, какой человек нас посетил? Я никогда не могла себе такое даже представить?

— А кто приехал? – оторвавшись от старинной газеты, спросил я.

— Роберт Шекли!

— Кто, переспросил я, — не поверив, услышанному.

Здесь необходимо прояснить, что в юности одно время я, страстно увлекался этим жанром, перечитал почти все сборники советской и зарубежной научной фантастики. В те годы Роберт Шекли и Гарри Гаррисон с их произведениями были моими кумирами.

— Роберт Шекли – повторила Евгения Александровна и добавила, — американский писатель-фантаст, специально приехал по приглашению фантастов, города Киева.

— А что он сейчас в Одессе?

— Он сейчас здесь в нашем литературном дворике, даёт интервью нашему Жене Голубовскому – прозвучал ответ архивариуса.

Эти слова решили всё, мгновенно прервав работу и спрятав материалы в портфель, я выбежал из архивного помещения и направился в Сад скульптур, где в окружении телевизионщиков, фотографов и журналистов, на колченогом стуле восседал, американец в очках, в синих джинсах, клетчатой рубашке и спортивной куртке. Знаменитый фантаст внимательно слушал вопросы, сцепив, узловатые пальцы, ведь рядом на табуретке, расположился с микрофоном наш известный одесский журналист, редактор газеты «Всемирные одесские новости», зам.редактора альманаха «Дерибасовская-Ришельевская», вице-президент Всемирного клуба одесситов, составитель, комментатор, автор предисловий более чем двадцати книг – Евгений Михайлович Голубовский. Вокруг сновали представители прессы, поклонники и работники Литературного музея.

Подойдя к одному из журналистов, я поинтересовался: «А долго ли будет длиться интервью?- А в голове промелькнула мысль, неплохо бы достать, книгу или хотя бы получить автограф, так как пообщаться всё равно не получится, ведь знанием английского языка я владел на уровне средней школы.

— Ну, наверное, ещё минут двадцать — поведали мне телевизионщики.

Успею на книжный рынок, — подумалось мне (тогда «книжный рынок» располагался на Греческой площади),

Мысль заполучить автограф Шекли, меня подгоняла. Сперва я забежал, в магазин Литературного музея, однако книг Роберта Шекли в продаже не оказалось. Далее продолжил путь по Дерибасовской и вдруг мой взгляд упёрся в витрину нового книжного магазина, под звучным названием «Книжна Перлина».

Забежав туда, я с порога выпалил: «У вас книги Шекли есть?»

— Нет, ответили мне из-за прилавка и продолжили — За два дня все раскупили.

— Жаль — ответил я огорчённо.

— Но есть Шекли и Желязны, продолжила высокая, статная женщина, последняя книга носит название: «История рыжего демона». И достала с полочки внушительный том.

— А сколько стоит? – поинтересовался я.

— Цена на обороте.

Перевернув книгу, я увидел, что её стоимость тридцать две гривны девяносто копеек. Покопавшись в кошельке и карманах, мне удалось наскрести только двадцать девять гривен с мелочью. Это было полное фиаско. Ведь мне не хватало почти три гривны. Но я не собирался сдаваться, шарил по карманам в поисках мелочи, или крупной купюры.

— Вы так себя ведёте, будто встретили этого писателя.

— Да, вылетело у меня и теперь мне не хватает на книгу, каких-то двух гривен с мелочью.

— Ладно, давайте, сколько есть, — произнесла продавец, вы ведь занесёте остальное…

Получив книгу, я быстро помчался обратно и как раз успел во время. Интервью закончилось, телевизионщики паковали аппаратуру, а Роберт Шекли не спеша прогуливался по двору, рассматривая скульптуры. Со своей книгой я застыл в нерешительности, возле фонтана, не зная, как и подойти к Великому Человеку.

И вдруг я услышал голос Евгении Александровны: « Вячеслав не робейте». Она подошла к Евгению Михайловичу Голубовскому и что-то ему сказала, Он подошёл к Роберту Шекли, что-то ему прошептал, а затем подозвал меня. Вид в тот момент у меня был, как и полагается после хорошего кросса – волосы слиплись от пота, одежда прилипла к телу, обильная отдышка. Но мне удалось взять себя в руки.

Евгений Михайлович объяснил, что я специально бегал покупать эту книгу, чтобы получить автограф.

Я подошёл и молча, протянул «Историю рыжего Демона» и ручку, Роберт Шекли взял книгу, однако, подписывать её не спешил.

Он поинтересовался, какие из его рассказов мне удалось прочесть. Евгений Михайлович Голубовский соблаговолил быть переводчиком.

Мне припомнилось названия около десятка рассказов: «Абсолютное оружие», «Страж-птица», «Корпорация Бессмертие», «Цивилизация Статуса», «Обмен Разумов», «Десятая жертва», «Призрак -5» и другие. В беседе мне удалось отметить, что почти все его рассказы наполнены философским содержанием и удивляют необычностью развязки.

Затем я поинтересовался, много ли у него фанатов в Америке?

Его ответ меня удивил. Роберт Шекли поведал, что в Соединённых Штатах считается обыкновенным писателем и там его имя не вызывает такого ажиотажа, как в Одессе или Киеве.

После этого он спросил, читал, ли эту я книгу.

— Я сказал, что нет, но обязательно прочту, так как на ней будет стоять автограф Великого Писателя Фантаста.

— Шекли улыбнулся и сказал, что я его настоящий читатель. После этого он подписал книгу своей ручкой, А после пожал мне руку.

Его рукопожатие было дружеским и тёплым, мне как будто показалось, что творческая энергия, исходящая из его него, выплеснулась мощным потоком и пронзила моё естество. Настолько сильным был творческий посыл, в этом было нечто мистическое.

Затем мне подумалось, что неплохо спрятать «Историю рыжего демона» в портфель подальше от посторонних глаз. И в этот момент пришло понимание, что портфеля с документами у меня в руках нет. В срочном порядке, отправился в архив, но в там, его не оказалось, затем в библиотеку, там мои поиски тоже были тщетными. Значит, я его забыл в книжном магазине, и уже было нацелился туда, но какого, же было моё удивление, обнаружив портфель, спокойно стоящим на ступеньках в фойе Литературного музея, где я его оставил.

Выйдя снова в Сад Скульптур, я не поверил своим глазам, Никого! Лишь только молчаливые истуканы хранили память о произошедшем сегодня.

На следующий день Роберт Шекли отправился в Киев, где сильно заболел. Это был последний приезд в Украину, великого писателя фантаста.

Через полгода, он ушёл из жизни 9 декабря 2005 года в Покипси, штат Нью-Йорк, Но навсегда в моей памяти запечатлелась эта встреча, ведь у меня не только осталась книга с автографом, но и рукопожатие Великого мастера классика мировой фантастики — Роберта Шекли.

Историческая справка. Биография.

«Почему именно фантастика?» — часто спрашивали Роберта Шекли. Ответ мэтра был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу».

Роберт Шекли (Robert Sheckley) – Классик мировой фантастики американский писатель родился в 1928 году в Нью-Йорке, вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), а затем вновь возвратился в Нью-Йорк.

Любознательность – была одной из его главных черт. В юности Роберт увлекся творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн, Джон Кольер, А. Ван Вогт. После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Много времени проводил в университетской библиотеке, где изучал труды великих философов (Канта, Локка, Платона, Аристотеля, Юма и др.) Интересовался развитием науки и техники, выписывал научную публицистику.

После окончания университета был призван на армейскую службу с 1946 по 1948. Роберту Шекли повезло он, не участвовал в военных баталиях, там он работал год — редактором полковой газеты в оккупационных войсках. Как он вспоминал в своем интервью. «Мы стояли в Корее около города Кей-Сан, где проходила граница между севером и югом».

С начала 50-х годов Шекли пробует свой талант на писательском поприще, в жанре научная-фантастика. За последующие десять лет он написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов.

В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют» — самое высокое звание наиболее перспективному молодому автору в фантастике. Многие коллеги по перу и критики признавали его лучшим фантастом 50-60-х годов. Успех юмориста и сатирика принесли рассказы середины 50-х годов, представленные в сборниках — «Нетронуто руками человека», «Гражданин в космосе» и т.п.

В 60-е годы он активно печатает свои фантастические рассказы в самых известных журналах, Его рассказы были настолько непредсказуемы, настолько остроумно вывернуты наизнанку, а идеи столь многочисленны и оригинальны, что ему часто задавали вопрос о приёме наркотиков и пользе наркотического опьянения для творчества. Шекли признал: было время, когда он принимал подобные средства, однако это никак не было связано с его творчеством. Его перу принадлежат также несколько детективных рассказов, написанные в основном под псевдонимами.

Шекли пробовал себя во многих жанрах: писал сценарии 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» (Captain Video) и несколько новелл цикла «По ту сторону зелёной двери» («Behind the Green Door»), которые были прочитаны по радио, в те годы известным актёром Бэзилом Рэтбоном,

В 70-е он много путешествовал, ходил под парусом, работал редактором журнала «Omni». В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галлана (Daniel F. Gallun) за вклад в жанр научной фантастики.

В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

1999 года Шекли подружился со своим поклонником, итальянским писателем Роберто Квальей (вице-председателем Европейского общества научной фантастики с 2002 г.), у которого часто и долго гостил в Генуе и вместе с которым много путешествовал по миру, давал интервью, участвовал в ток-шоу и выступал на телевидении, и с которым планировал написать две совместные книги. Книги были начаты, но не закончены из-за смерти писателя.

Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн; сын Джейсон от первого брака; дочь Алиса Квитней от второго; дочь Анна и сын Джед от третьего; а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дане. В последние годы он жил на Ивисе вместе со своей пятой женой. Впоследствии — в одиночестве. Шекли писал немного, почти не издавался, жил скромно, болел, часто нуждаясь в средствах.

Помня о своей популярности в России и на Украине (где фантастика всегда была развита, и куда он неоднократно приезжал по приглашению в качестве почётного гостя). Оставшееся время жизни Шекли рассматривал возможность поселиться на черноморском побережье — недорогом, тёплом и романтическом месте, располагающем к творчеству. Однако этим планам не суждено было сбыться.
Весной 2005 г. во время визита на Украину на литературный конвент «Портал» состояние здоровья Шекли вследствие простуды, перенапряжения и преклонного возраста резко ухудшилось, и он был госпитализирован, затем перевезён в США. Роберт Шекли не смог поправиться и ушёл из жизни 9 декабря 2005 года в Покипси, штат Нью-Йорк.

Роберт Шекли сотрудничал с такими фантастами, как Роджер Желязны, Гарри Гаррисон, Харлан Эллисон и другими. Был близким другом фантаста-сатирика Уильяма Тенна. По произведениям Шекли снято четыре кинофильма: «Десятая жертва» (1965, в гл. роли Марчелло Мастроянни), «Беглец» (1992, др. название «Корпорация „Бессмертие“», в гл. ролях Эмилио Эстевес и Мик Джаггер), «Побег с Адского острова» («Escape from Hell Island», 1963), «Цена риска»(1983). В 2007 году была экранизирована повесть «Страж-птица» в сериале «Хроники будущего» (Masters of Science Fiction).

В среде любительского кинематографа также нашлись поклонники творчества Шекли. Так, на Украине был снят любительский короткометражный фильм «Премия за риск» (2009) по одноимённому рассказу.

 

 

Языки