Эксклюзивные новости от Вячеслава Слисарчука

Литература без границ

в п в с ч п с
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 
 

Герой ушедшего времени

Russian English Ukrainian

  

"О героях былых времён – не осталось почти имён"

     Слова из этой песни, сегодня звучат актуально,  как никогда. Уходят из жизни заслуженные ветераны, и никто кроме близких людей о   них даже не вспоминает.   Но мне хочется напомнить, что 18 августа 2017 года исполнилось бы 90 лет, со дня рождения   Павла Андреевича  Цюрупы,   который ушёл из  жизни -   30 декабря 2010 года.   Этот человек   – Одессит с большой буквы, но не по месту рождения, а по призванию.   

   Ведь в   60-е годы прошлого столетия   он  –  был  председателем горисполкома, или как принято сейчас называть - «мэром»  Одессы     и  немало  сделал для развития экономики нашего  края.   

 Также Павел Андреевич Цюрупа  был инициатором и  стоял у истоков создания  городов  - Ильичёвска, Южного и их портов, развивал морскую  инфраструктуру Азово-Черноморского региона,   создавал системы социально-культурного значения для моряков и работников берега.    За его плечами два Высших образования: Одесский институт инженеров морского флота  и Всесоюзная Академия внешней торговли. Труд Павла Андреевича был по достоинству отмечен, высокими правительственными наградами.   Заслуженный работник транспорта Украины. Почётный работник морского флота, лауреат премии Совета Министров СССР. Кандидат экономических наук. Кавалер орденов и  ряда государственных наград, участник боевых действий. Почётный гражданин городов Чикаго и Нью-Орлеан и Почётный капитан Нью-Орлеанского порта.

В 2005 году,    ему  было присвоено заслуженное  звание «Почётный гражданин Одессы».  

  Я, познакомился с этим  Великим  человеком  летом  2009 года. Проживал  он, в двухкомнатной квартире на Бебеля.  Павел Андреевич передвигался в инвалидном кресле - в эти  годы, дали знать о себе все  старые раны. И хотя последние годы жизни он сильно  страдал, однако   не утратил, ни чувства юмора, ни ясности ума. С этого момента, я часто навещал его. Это был человек энциклопедических знаний,  который разбирался буквально во всём. Мы с ним беседовали, и он рассказывал о своей героической жизни.

  Мне хотелось бы, чтобы будущие поколения помнили  о таком незаурядном человеке. 

СПОСОБНЫЙ УЧЕНИК

Павел Андреевич Цюрупа родился  18 августа   1927 году на Донбассе в многодетной крестьянской  семье.  Его отец Андрей Емельянович, был  грамотным человеком, в гражданскую войну служил дипкурьером.  Мать – Оксана Тихоновна -  занималась домашним хозяйством и воспитанием трёх сыновей  и дочери.

В школе Павел был активным  и дисциплинированным ребёнком, поэтому за хорошую учёбу его премировали поездкой в пионерский лагерь. Но отдыхать за счёт государства ему было не  с руки, когда  его семья находилась на грани бедности, ведь это были голодные тридцатые годы. Требовалось  овладевать какой-то  профессией, чтобы помогать родным.

И поэтому одни  летние каникулы пришлось пожертвовать – на учёбу у  сапожника. Другие – у портного, третьи – у слесарного мастера, а  на четвёртые  родители  отдали  его к священнику – учиться музыке. Но музыкального  образования, он не получил, помешала   Война. Довелось испытать все - разруху, холод, голод, бомбардировки родного города,  гибель людей…

Затем город захватили оккупанты…

 Когда враг был изгнан, Павел Андреевич продолжил учёбу.    После школы он   поступает в  Рутченковский  горный  техникум в Донецке,  но жизнь вносит свои коррективы.  Однажды  Павел  с друзьями поехал в Мариуполь,  где     будущий шахтёр  познакомился с  моряками.       Эта судьбоносная  встреча   изменила его жизненный путь навсегда.   В воспоминаниях  писателя - А.С. Грина есть такие строчки – «« я остановился и смотрел,  как зачарованный, на моряков, как на  гостей из таинственного для меня, прекрасного мира. Я не завидовал. Я  лишь испытывал восторг и тоску….».    Тоже  произошло  и  с Цюрупой.   

 Павел Андреевич вспоминает   – «Солоноватый воздух, крики низко пролетающих чаек и безбрежная синь огромного переменчиво волнующего моря,  -  всё  это будоражило моё  воображение, манило и звало за собою  в путь»…

Покорять морские просторы, как и  его любимый писатель Александр  Степанович Грин, – Павел Андреевич Цюрупа   отправился в Одессу,   однако в     высшую   мореходку   ему   поступить не удалось. Его  документы не приняли,  мотивируя тем, что он был на оккупированной территории. И тогда     успешно  сдал экзамены в Одесский институт инженеров морского флота.

Из дома  студент помощи  не ждал (как сейчас  это делают многие молодые люди), а  полагался лишь на собственные силы. Днём - занятия, ночью – работа  бригадиром студенческой бригады грузчиков в Одесском порту. Однажды произошёл казус – уставший от  тяжкого труда,  юноша  уснул на занятиях. Преподаватель спокойно дочитал лекцию, а лишь только потом, разбудив его   -  вызвал к доске  с просьбой повторить материал.  А  когда молодой человек вышел и рассказал о «металлоуглеродах» от «А» до «Я», изумлению педагога не было предела.

«Откуда вы всё это знаете, вы ведь спали на лекции?» – изумился  он.

Но, узнав, что  ученик  изучал этот материал в горном техникуме, а прикорнул на уроке, лишь  только  потому, что   ночью  разгружал вагоны,  - предложил Павлу работу на кафедре…

НА РАБОТЕ В ЧМП

Здесь хотелось бы отметить, что в послевоенные годы страна нуждалась в специалистах для возрождения, разрушенного врагом хозяйства.  Поэтому после окончания института в 1951 году его   направляют  инженером в Херсонский морской порт на воссоздание технической базы, где он приобрёл богатейшую инженерную практику. Через два года на его долю – новое испытание.  Молодого  инженера   направляют на восстановление сельского хозяйства в село Памятное Голопристанского района на Херсонщине. И снова  он  оказывается на высоте, так как   рвение к наукам и   опыт, накопленный за предыдущие годы,   помогают ему и здесь.  Позднее  благодаря своему самоотверженному труду,  он быстро  поднимается   по служебной лестнице.  Сначала   становится старшим инженером Ейского порта, затем он старший инженер  службы портов ЧМП, после  секретарь парткома   ЧМП, а затем  заместитель начальника ЧМП.

 На этой должности Павел Андреевич Цюрупа отвечал за развитие морской  инфраструктуры всего Южного региона страны. В то время пароходство развивалось бурными темпами; шло пополнение флота новыми судами,   поэтому  берег должен был соответствовать   его эффективному использования.

«Не было случая, чтобы сорвали программу по вводу объектов, - вспоминал Павел Андреевич. А масштабы были громадные. Мы в то время  сооружали порты; Ильичёвский, Южный, Белгород-Днестровский, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Николаев, Херсон, Одессу.  Осваивали побережье Азовского моря. Строили заводы, жильё, клубы, учебные заведения и многое  другое,  всего  и упомнить сложно ».

 КУБИНСКИЙ СПИРТ - ОПАСНОЕ ИСПЫТАНИЕ

Однажды  жарким летом  в Туапсе по заданию правительства ему  было поручено  срочно принимать танкера с кубинским спиртом. Всё бы ничего, да вот  загвоздка, их спирт обладает повышенной   воспламеняемостью, так как    на Кубе  этот продукт имеет крепость  - 99,7 градусов,  в отличие от  нашего  – 97.7 градусов .

Необходимо было  не только   разгрузить этот опасный груз, а ещё  транспортировать его  из порта в пункты потребления.   Любая  оплошность могла бы   привести   к  катастрофе.  Чтобы предотвратить случайное возгорание  Павел Андреевич предварительно организовал тренировки  по  пожарной безопасности, и   технологической части. Благодаря этому разгрузка прошла успешно.    После   выполнения этой сложной  задачи  его срочно вызвали в обком компартии Украины, выразили благодарность   за хорошую работу в пароходстве и поставили  перед фактом – «Принимай город» - сказали ему. В то время власти посчитали, что портовым городом должен руководить – моряк. «А я был в те годы,   самый молодой морской генерал» –  вспоминал  Павел Андреевич.  Вот так  в тридцатитрёхлетнем возрасте  он  стал  председателем   Одесского горисполкома.

НА ПОСТУ МЭРА

 Трудное было время, но  многое хотелось сделать  для людей, - вспоминал П.А. Цюрупа.

  Для молодого мэра начались  новые повседневные заботы. За годы его правления  в Одессе был  газифицирован Юго-Западный массив,  введена в эксплуатацию  трамвайная  линия в Черноморку и Рыбпорт.  При   его непосредственном руководстве организовано несколько трестов, которые активно занимались строительством жилья,  благоустройством морского побережья города. 

  Новый председатель горкома  много ходил пешком,  общался с людьми, посещал  городские магазины…

Когда в  городе заканчивались фондовые продукты, к примеру; сливочное масло или мясные изделия  то он, используя свои личные  связи, звонил в Донецк, Кишинёв, Ялту – «Выручайте». И необходимое дефицитное продовольствие автотранспортом доставляли в  наш город. 

 Большую помощь и поддержку Павлу Андреевичу оказывало руководство Одесского военного округа. Он дружил с командующим – А.Х. Бабаджаняном.  Округ  помогал расчищать город от снежных заносов, доставлять хлеб и продукты своей техникой. Однажды  Цюрупа и Бабаджанян вместе осматривали  Одессу с вертолета.

«Мы  увидели, что   сторона города,  обращенная  к  морю производит удручающее впечатление – свалки, обвалы, оползни» – вспоминал Павел Андреевич – Вот тогда на очередном заседании горсовета я и предложил построить Нагорный бульвар, который опоясывал бы город от ул. Короленко до 16 станции Большого Фонтана. Нечто подобное есть в Ялте. Идея нашла поддержку не только у депутатов, но и общественности. Её практическое осуществление началось с постройки моста, который потом окрестили «Тёщиным». Дескать, зять, (первый секретарь обкома КПУ) построил этот мост, чтобы было легче и быстрее добираться  к  своей тёще.  Но должен вас разуверить -  это всего лишь легенда. Твёрдо вам заявляю, что ничья тёща или другая родственница никакого отношения к мосту не имеет. Проект создавали специалисты Одесского строительного института, а необходимые конструкции были изготовлены  у нас же  на СРЗ-1. Одновременно шла реализация государственной программы по укреплению берега.  Сейчас можно с уверенностью  утверждать, что это была народная стройка,  так как в ней с энтузиазмом участвовали многие трудовые коллективы. То,  что было сделано до сих пор служит городу. К сожалению, до конца программу выполнить не удалось. Государство решило, что экономика должна быть экономной и многие программы, в том числе и эта,  из-за отсутствия средств не были осуществлены».

Ведь в   начале 60-х годов  КПСС стала утрачивать свой авторитет,  так как  в её руководящие органы стали проникать люди, которые не отличались ни своим умом, ни уменьем,  ни опытом работы, ни интеллигентностью. Одним словом – временщики и бездельники.  Особи,  которые за стенами партии    умудрялись жить сытно, вольготно, безответственно и безнаказанно.

Молодой идеалист  и  кипучий энтузиаст,   верящий в светлое будущее коммунизма – Павел Андреевич Цюрупа попав в этот  чуждый мир, совершенно разочаровался в идеалах социализма, и тогда его отношение к партийной верхушке    изменилось. Но,  несмотря на всё это    он  продолжал  работать на благо  людей. Его отовсюду хвалили.

 ДОБРОВОЛЬНАЯ ОТСТАВКА

Такая хозяйственность молодого «мэра», кое-кому не понравилась в высших кругах.  И однажды   при  встрече Константин Коваленко – председатель Одесского промышленного облисполкома – сказал Михаилу Синице  - первому секретарю промышленного обкома компартии:  «Слушай,   Михаил как ты оцениваешь подвиги Павла Цюрупы в работе. Складывается впечатление, что если мы его не остановим, то он далеко пойдёт, и нам с тобою здесь будет делать нечего. Он пользуется очень большим авторитетом у Киевского руководства. Пора всё это остановить».  – Эти услышанные за столом  слова, передал Цюрупе его  единомышленник и друг, герой Соцтруда  - Макар Посмитный. И пошло поехало…

Вот   один из примеров. Совхозы и колхозы поставляли овощи на городские базы для заготовки на зиму. Руководители баз мошенничали – овощи из первого сорта превращали в третий, создавали очереди.  Преодолевая разногласия  машины, которых не хватало для нужд сельского хозяйства, простаивали в городе возле хранилищ.

«Когда мне пожаловались – рассказывает Павел Андреевич, -  Я на исполкоме, посоветовал крестьянам хранить овощи у себя и доставлять в магазины по мере необходимости. Поднялся шум – область не выполнила план по овощезаготовкам. Когда проверили, увидели в магазинах овощи - есть, качество – хорошее, поставляются без посредников. Я вроде бы ослушался, но поступил по-хозяйски».

В то время в стране происходили реформы. Это был период создания совнархозов. В Одессе создали структуру, которая ведала тремя областями. Создали сельские обкомы компартии и облисполкомы, а горком ликвидировали. Молодой  инициативный мэр  и его городской совет как исполнительный органы,  остались   один на один с   новыми вышестоящими структурами. Шишки сыпались за то, что без согласования временно  поселил на свою государственную  дачу, только что назначенного председателя совнархоза. За то, что отвёл учебным заведениям места для строительства студенческого городка, вдоль создаваемого парка «Ленина», ныне «Победы». В том районе  уже были   два института и один из университетских корпусов. Поэтому П.А.Цюрупа решил построить рядом общежития, чтобы  в утреннее время студенты могли добираться на занятия пешком, а не  набиваться в общественный  транспорт.

 А далее от молодого «мэра» стали требовать,  выполнять незаконные действия. С большим трудом, преодолев попытки дискриминации, Павел Андреевич решил, что лучшим выходом из создавшегося положения будет – добровольная отставка…

                 НА НОВОЙ ДОЛЖНОСТИ

Вернулся в ЧМП на прежнюю должность. Но как оказалось – его имя вычеркнули отовсюду; из списков членов облисполкома, обкома партии. Но ему удалось пережить и это мрачное время.

В те годы  срочно готовили кадры для работы в ООН. При Академии организовали специальный курс   на факультет экономистов международников.   Павел Андреевич  по решению ЦК КПСС учился  в Москве.  Затем была полугодовая стажировка в Лондоне,    (его    готовили  для работы в ООН, в департаменте который ведал вопросами промышленного  и индустриального развития стран третьего мира).  Но из-за возникших  сложных обстоятельств советское  правительство досрочно отозвало своего представителя.     (В  итоге   на этот пост был  назначен  представитель из Югославии и этот ключевой пост был навсегда потерян для СССР). Из-за отсутствия в ООН должности такого высокого ранга, было принято решение отозвать П.А. Цюрупу. Затем его  вызвали в министерство и предложили поехать в  Африку  уполномоченным  от Минморфлота. 

 

 В ЕГИПТЕ

     В те годы    Египет находился в состоянии войны с Израилем, а  Советский Союз  был связан с Египтом договором о дружбе и взаимопомощи.   Советское государство   помогало   египтянам  возводить  Асуанскую плотину,  строить металлокомбинат, заниматься орошением пустыни, оказывало военную помощь. На Египет тогда работал  много  наших морских пароходств,  и поэтому требовалось наиболее эффективнее использовать усилия этого флота на данном судоходном рынке.   Павел Андреевич участвовал во всех транспортных операциях по доставке  материалов и оборудования  для строящихся объектов, боевой техники, а позднее и эвакуации из АРЕ семейств из демократических стран.

     Однажды во время  очередного  налёта  израильской  авиации на  египетский порт, Цюрупа  находился на    палубе советского  корабля, когда неподалёку рванула  бомба.   Взрывная волна расплескала Павла Андреевича   на  надстройке судна,   переломав  кости,  повредив  позвоночник, изуродовав лицо. Его доставили в  местный  госпиталь – сделали несколько сердечных операций, заковали в гипс.   Спецрейсом  Павел Андреевич Цюрупа, был срочно доставлен    в Москву в институт лицевой хирургии, где ему произвели   ряд   операций.  В те годы советская медицина, буквально  творила чудеса и через полгода   его отправили обратно.    

Павел Цурюпа проработал в Египте  с 1970 –1974 гг. За это время удалось наладить обработку советского флота, который до этого томился днями на рейде в ожидании захода в порт.  Например,  у причалов Александрии вместо пяти судов под погрузкой-выгрузкой стояло  уже 25. В то время на Египет, как уже упоминалось, работало 14 из 16 советских  пароходств. Это 800 судазаходов в год, или свыше 6 млн. тонн груза. Новому уполномоченному представителю СССР - П.А. Цюрупе  удалось заставить арабскую сторону выплатить Морфлоту СССР огромные долги за фрахт судов. 

Также  Павел Андреевич   имея опыт созидательного труда,   помогал египтянам восстанавливать портовую технику, внедрять контейнерные перевозки, использовать новые технологии погрузки-выгрузки,  своевременно отправлять на  Асуанскую плотину  комплектующие оборудование и стройматериалы… Родина оценила его  трудовые и боевые заслуги,     представив  к высокой государственной награде – ордену Трудового Красного Знамени. 

РАЗМЫШЛЕНИЯ

В 1974 году закончился срок его  командировки, и  он вернулся в Одессу, в ЧМП  продолжая заниматься строительством. Под его управлением было создан  контейнерный   терминал  в Ильичёвске, Межрейсовая база моряков в Одессе, построено контейнерное производство и Паромная переправа в Ильичёвске и др.

 Однако ещё при жизни,  коротая длинные бессонные ночи  у Павла Андреевича имелась возможность проанализировать события, факты, поступки людей-руководителей и дать этому правильные характеристики.

   И  как он   отмечал, ему ни разу   не довелось участвовать в торжественных мероприятиях, когда вводились в эксплуатацию такие известные стройки как порт Южный, Белгород-Днестровский, Дон-Узлав, Паромная переправа в Ильичёвске, Межрейсовая база моряков и т.д. В это время  он добивался новых решений, разрешений,  средств, фондового оборудования и материалов для новых строек  обеспечивающих более эффектное использование морского флота, развития морской береговой инфраструктуры, мощи морской державы.

« Во времена,  - говорил П.А.Цюрупа -  когда мы ещё живы, читаем, видим и слышим, что лавры прошедших событий зачтены тем, кто на юбилеях и презентациях  прочёл (опять таки кем-то) написанные выступления и речи. Они  тоже вроде «пахали». Мы задаёмся вопросом, «А нужна ли нам чистая правдивая история. Кто ответит на этот вопрос?»….

 ТРЕВОЖНЫЕ СУМЕРКИ АМЕРИКИ

В 1978  году его как  ведущего специалиста   и  хорошо знавшего  английский язык  направляют в  очередную  загранкомандировку в США – заместителем председателя советско-американской компании «Амторг» - генеральное представительство Советских морских пароходств. В эту поездку Павлу Андреевичу разрешили взять с собою жену -  Евгению Николаевну и внука Игоря. О своих впечатлениях и своей работе П.А.Цюрупа написал автобиографическую повесть –  «Тревожные сумерки Америки».

  На чужом континенте, в Нью-Йорке,  Павел Андреевич выполнял правительственное задание по доставке зерна в Советский Союз.

Тем премудростям менеджмента, которые  Цюрупа сам постигал,  сейчас обучают  в институтах. А   он  тонко чувствовал ситуацию и досконально разбирался в таких вещах, и прежде, чем уехать в штаты объездил все крупнейшие порты Советского Союза;   изучил их  потенциалы и проблемы связанные с разгрузкой зерна, согласовал   все действия с  Москвой,  и лишь только после этого отправился в путь. В Америке тоже не сидел, сложа руки,   с бригадой специалистов  посетил все порты,  стивидорные компании, зерновые дома, побывал на всех элеваторах.  Такой подход оправдал намеченное и  до конца года  Павел Андреевич (в штаты он приехал в  12 июня 1978 года) вместе с торговым представительством СССР организовал доставку зерна – 14 млн. тонн. ( До него более 5 млн. тонн в год не отгружали). На следующий год в  СССР было отправлено 22 млн.т. зерна. Проведённая зерновая компания получила высокую оценку в Америке.  П.А.Цюрупе  присвоили звание Почётный капитан Нью – Орлеанского порта, а также Почетный гражданин городов Чикаго и Нью-Орлеана.     

(В действительности, хлеба хватало даже в неурожайные годы, но в то время Советский Союз кормил ряд соц. стран  и развивающиеся страны третьего мира, поддерживая в них коммунистические режимы.     Советская верхушка  пообещала их правительствам  помочь хлебом, а выполнить обещанное  не смогли вот, и пришлось закупить  зерно за рубежом) – рассказал мне  Павел Андреевич.

  «На  1980   год было запланировано  купить и отправить - 25 млн.  тонн зерна. Но вывозу помешала война в Афганистане.    Американцы объявили бойкот нашей торговле, и нашему флоту. Поэтому  мне  удалось   переключить грузопотоки из США, через канадские порты.  Я тогда гонял   по всей стране. Подружился со многими, в том числе и с реакционными профсоюзами, которые нас сначала бойкотировали, а затем  помогали  разгружать наши суда с  грузом» - вспоминал Павел Андреевич.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ

В 1982 году П.А. Цурюпа возвратился  на Родину,  И снова он предпочёл Москве,   Одессу. В то время  в  нашем городе  открыли Всесоюзный  институт повышения квалификации руководителей   Минморфлота, и возглавить  это дело поручили ему. Павел Андреевич охотно согласился.

В  1984 году он защищает кандидатскую диссертацию по экономике. На  этом посту   он и окончил свою трудовую деятельность.  За все его выдающиеся заслуги  перед  Отчизной,  государством   ему была   назначена персональная пенсия.

Однако  с развалом  Советского Союза появились новые проблемы.

С болью в сердце Павел Андреевич поведал; «Меня посчитали заядлым коммунякой и  сняли   персональную пенсию, и  когда это произошло я  был вынужден  снова идти на работу. В новом управлении флотом  мне была предоставлена  должность  инженера у человека, который ни одного дня не работал на производстве. Когда я написал письмо первому министру транспорта   независимой Украины, приложил учётную карточку и поведал, что мог бы сделать больше, меня  возвели в ранг  советника у того же начальника, у которого я работал.  Его окружали  люди, которым мои рекомендации стали мешать. Ведь я не советовал разваливать флот, раздавать, продавать его, растаскивать.  Мне   претило  быть свидетелем  гибели своего «детища», так как  мы  создавали Черноморское Морское Пароходство  - и   я принял твёрдое решение уйти»…  

 А затем с ним поступили несправедливо, и мне было   стыдно осознавать,  что  человек столько сил, жизни и энергии   отдавший  процветанию нашего края и беззаветному  служению  Родине  –   долгое время  был забыт  общественностью,   и  существовал  на мизерную пенсию инвалида первой группы, хотя во времена Советского Союза ему была  назначена персональная   пенсия. Ведь  с развалом Советского государства,  новые  люди, пришедшие к власти, возвели этого уважаемого  и незаурядного человека в ранг простого «местечкового пенсионера», лишив того что за все  свои  годы, он заработал потом и кровью. Как всегда нашлись бюрократические  отговорки чиновников, оказалось, чтобы получать « достойную  пенсию», не хватает научного или производственного стажа, а вот   работа за рубежом не учитывается…. Лишь только   в 2005 году руководство Одессы, обратило на него внимание, и помогло решить ему материальные проблемы…

ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН ОДЕССЫ

Человек предполагает, а бог располагает. Надо же такому случиться, именно в день, когда городской совет рассматривал вопрос о присвоении  ему звания «Почётный гражданин Одессы», он упал и сломал шейку бедра. Поэтому на вручение этого  свидетельства Павел Андреевич прибыл на костылях. Многие тогда удивлялись: с такой травмой люди по  полгода не встают с постели. Но  превозмогая   боль заслуженный ветеран -  Павел Андреевич Цюрупа не мог не прийти,  так  как это звание для него было очень дорого. Всё это произошло в 2005 году,  а    далее злой рок, обрушился на его семью - следом за умершей женой, трагически погибает  его  сын.  В это же время  со здоровьем начались проблемы.        Операция на сердце, полное удаление желудка, части пищевода и кишечника, поломка обеих шеек бедра и старые  боевые ранения -   всё это приносило нечеловеческие страдания. До конца жизни он мучился, и ждал Смерть как избавление от мук. И она посетила его под Новый год 2011 год. По его завещанию  тело кремировали…

Но мне хотелось бы, чтобы будущие поколения помнили  о нём.  Надеюсь, что его имя   будет навсегда вписано  Золотыми буквами в историю нашего города, как   человека внесшего значительный вклад не только в развитие  Одессы, но и всего Черноморского региона. Ведь  непрерывный  стаж его  работы  для людей  по моим  подсчётам более 60 лет. Всё своё  свободное время  он отдавал науке,   создав  более 70 опубликованных трудов, статей и разработок.  

    Хочется  верить, что вскоре в нашем городе  появится памятная доска, на доме где он проживал, ведь  его деяния,  до сих пор  продолжают служить  людям.

.

 

.