Эксклюзивные новости от Вячеслава Слисарчука

Литература без границ

в п в с ч п с
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 
 

История Одесского Цирка

Russian Ukrainian

 

(от эпохи Дерибаса до 1918 года)

Деревянный – каменный – Железный.

В  конце  декабря  2019 года Одесскому стационарному  цирку исполнилось 140 – лет и 125 –лет открытию  современного здания цирка.

Цирк это не только  искусство,  но и  целая сказочная страна, со своими законами.   Циркачи -  не имеют ни национальности, ни социального статуса – они все любимцы публики,  потому что их  искусство  понимают в любом уголке земного шара. Ведь выступления  акробатов, жонглёров, дрессировщиков, наездников, иллюзионистов  и других представителей цирковых профессий  не нуждаются в переводе на язык той или иной державы.  Нас всегда чарует сила, ловкость, грация   и умение людей, которые   рискуют своим здоровьем, а  подчас  и жизнью, чтобы мы, наблюдающие за их  выступлениями,  испытывали  чувство восхищения.

      Цирк для людей взрослых,  это  возможность  заглянуть в мир своего детства,  ощутить  себя ребёнком,    а любой  визит в  этот «храм хорошего настроения» это всегда незабываемое и радостное событие.

Так, когда же в Одессе появился первый цирк? Давайте разбираться.

С первых дней основания города  в Одессе  стали  выступать  на площадях скоморохи демонстрировавшие своё оригинальное подлинно народное мастерство. Иногда  приезжали сюда одиночные фокусники, поводыри медведей, канатоходцы, жонглёры. [1]

 

Эпизодически появлялись бродячие цирковые труппы показывающие публике свои номера на улице, площадях, либо в шатких возводимых на скорую руку балаганах.

Балаганы это лёгкие временные сооружения, в которых давали театральные и цирковые представления. Строились обычно из досок, перед сценой вывешивался красный кумачовый занавес. Зрительный зал делился на две половины, первая -  места с лавками и вторая так называемый загон, где публика стояла.

Перед балаганом выстраивался специальный балкон – раус, куда до начала выступления выходила вся труппа и демонстрировала лучшие куски из своих выступлений, чтобы завлечь зрителей. В целом представление продолжалось обычно от 20 до 40 минут. [2] В  день могло быть от 15-ти до 20-ти  представлений.

 

Под Новый год и Рождественские праздники во времена правления герцога Ришелье и графа Ланжерона    проводились массовые народные гуляния на Театральной площади, а у Городского Театра  обустраивался увеселительный городок  с  пивными шатрами,  торговыми палатками, катальными горками, каруселями и балаганами.

  

В 40-е годы для гастролей прибывающей  из Франции  цирковой группы Гютемана и Луи Сулье из Турции в Театральном переулке был выстроен большой фундаментальный каменный цирк с большим круглым залом, с амфитеатром и открытыми ложами. Также был устроен и театр «Эрмитаж», который находился за Строгановским мостом на Канатной улице, рядом с будущим Александровским парком.

В 1842 году,  в самом центре Одессы, возник сад «Пале-Рояль», в котором одновременно  с торговыми рядами работало несколько балаганов». [2]

 

В начале 50-х годов  в Одессе стали появляться первые стационарные  цирки.   В 1852 году цирковой предприниматель Рудольфо Гверра подаёт одесскому градоначальнику на постройку временного цирка:

«1852 года, августа 1-го дня. Я нижеподписавшийся, римский подданный Рудольфо Гверра, даю сию подсписку, в присутствии Одесской городской Думы в том, что мне дозволено на площади между театром и клубом, построить цирк для вольтажёрных  представлений моей труппы сроком на три месяца, по 1 ноября сего года, за что обязуюсь ежемесячно платить в городскую казну доход по двадцати пяти рублей серебром, и по истечении срока цирк должен быть снесён, и площадь очищена за мой счёт».

Следующий документ: письмо одесского градоначальника  в городскую Думу от 21 октября 1852 года гласило о том, что в связи с окончанием представлений и выездом труппы Гверры помещение цирка целесообразно сдать прибывшему в Одессу с дрессированным зверинцем иностранному подданному Генриху Бергу.

Из расписки Берга мы узнаём, что он уплатил за пользование цирковым строением по 24 февраля 1853 года.

Но не успел выехать из Одессы зверинец Берга, как  «Одесский вестник»  № 26 за 5 марта 1853 года уведомлял читателей: «В Одессу прибыл один из знаменитейших ныне в Европе фокусников, бывший в прошедшем году в Петербурге господин Герман. С будущего воскресения, 9 марта он предполагает начать представления Индийских игр и Китайской магии». [3]

 

Далее сообщения о строительстве цирков и балаганов сыпались как из рога изобилия, пестрея пышными фразами о титулованных гастролёрах. [3]

Одним из первых,  стационарное здание для цирка в Одессе, считается  было построено антрепренерами братьями Годфруа в 1857 году.  Жан-Батист Годфруа  появился в Одессе сразу после Крымской войны 1853-1856 гг. Известно, что до этого он находился в Крыму. После ухода англо-французских войск из Крыма предприниматель скупил по дешёвке весь оставшийся брезент и множество лошадей, а заодно запасся кормом для лошадей на несколько лет вперёд. Он оказался весьма предприимчивым дельцом и развернул в Одессе крупное цирковое дело: построил из купленного брезента цирк-шапито на полторы тысячи зрителей и напечатал афиши, где именовал себя «Шталмейстер Наполеона III». [3]

В программе тогда был лишь один  конный номер –   сестры наездницы Годфруа,  да ещё клоун с нехитрыми репризами.  [4]

  В 1858 году предприимчивыми дельцами Ц. Пальмиро  и К. Панагиотисом  был  выстроен деревянный балаган под брезентом с громким названием «Гипподром». Здесь уже конные номера чередовались с другими жанрами циркового искусства, а порою даже выступали заезжие гастролёры.

Кстати за пышными именами антрепренёров и артистов скрывались исконно русские и украинские фамилии: какой- нибудь экзотический Сидорелли значился по документам Сидоровым или Сидоренко. [1]

Пожар, случившийся в 1861 году, уничтоживший  строение братьев Годфруа, поспособствовал  тому, что, как грибы после дождя стали появляться временные цирковые помещения – цирк М. Витторио (1862);  А. Панкратова и И. Бондаренко  (1865).

В 1868 году на Александровском проспекте выстраивают специальное здание для гастролей Венского цирка Эндерлинга, которое просуществовало до 1872 года.

С 3 июля по 10 августа 1870 года в Одессе  на участке  Баржанского на Ришельевской  прошли гастроли американского цирка Лигбада, в котором помимо лошадей принимало участие много экзотических животных, даже крокодил.

 31 октября 1870 года «Ведомости» Одеского городского управления под №75-76 опубликовали прошение на имя Городского Головы  от австрийского поданного Франца Штрамаера следующего содержания:

«Состоя в товариществе с известным здесь содержателем цирка г-ном Суром, мы решились, нам городом будет дана возможность, построить в Одесе постоянный цирк. Единственное место удобное для постройки – часть Александровского проспекта, которая находится на Полицейской улице, против домов Бернштейна и Леонарди…»

Хозяйственно-строительное отделение  сообщило, что разрешение на постройку может быть получено с соблюдением данных условий.

Согласно проектам:

  1. Не дозволять иметь при цирке постоянных конюшень, а также устраивать лавок, которые просит г-н Штармаер.
  2. Работы сооружения цирка должны быть производимы под наблюдением члена отделения и городского техника.
  3. Материалы для этого должны быть лучшего качества и предварительно освидетельствованы городским техником и членом строительного отделения, так как здание это по истечении 10 лет поступит в городскую собственность.
  4. Для обеспечения города в исправной сдаче цирка предприниматель обязан вносить ежегодно залог в 3 тыс. руб. Деньги должны храниться в кредитном учреждении, и по истечении десятилетнего срока возвращаются предпринимателю, если цирк будет в исправности. В   противном же  случае  они могут, употреблены на приведение в порядок сказанного здания.

Через несколько лет на Александровском проспекте, возле старого базара Франц Штармаер выстраивает здание для работы цирка Вильгельма Сура.  По окончанию гастролей здание перестраивается в «Народный театр». [3]

В 1876 году на Театральной площади г-н В. Сур выстраивает большой   деревянный цирк на 4000 зрителей.

Вильгельм Сур не был артистом, не выступал на манеже, но был отличным администратором. Одесса в его лице приобрела талантливого и предприимчивого предпринимателя.

Кроме цирка Вильгельм Сур содержал драматический театр на Александровском проспекте, и театр на Канатной улице, где ставились спектакли - оперы и оперетты с участием известных артистов со всего мира». [4]

 В 1879 году   был открыт другой каменный цирк –  Альберта Саломонского.

 Альберт  Саламонский известный цирковой артист, антрепренер,  конный акробат, приехал в Одессу из Берлина.

По его инициативе и на его деньги, было возведено новое здание цирка.

«Огромный каменный цирк вместимостью 4000 зрителей был выстроен по всем новейшим правилам архитектурного искусства. Здание отапливалось паром, идущим по трубам, которые были проведены по всему цирку. Были выстроены большие, и удобные конюшни,  проведена канализация. Здесь же выступали заезжие артисты из других городов и даже из-за границы». [8]

 

Как писали местные газеты: «Подобного цирка в Одессе не было с начала основания города». На открытии, которое состоялось 2 декабря 1879 года, публики собралось видимо-невидимо. Пожаловал сам губернатор с семьёй.

Очень многим хотелось посмотреть на выступление великого - Альберта Саламонского. О  его цирковом искусстве  ходили легенды.  Ведь  этот человек с детства  воспитывался в цирковой семье. Его отец Вильгельм Саламонский   был цирковым наездником и входил в труппу Бриллофа. Поэтому с малых лет  Альберт  старался подражать отцу.     С годами  сам стал  непревзойденным артистом и дрессировщиком. Особенно ему удавалось работать с большой группой лошадей. Он заставлял своих питомцев вальсировать, совершать разные перестроения в разных плоскостях». [4]

   

 В этот раз Саламонский решил удивить всех новой программой. На манеже от барьера установили  многоярусный спиралеобразный пьедестал, на верхнем ярусе которого расположились дрессировщик и пони. И когда заиграл оркестр, то   лошади не просто поднимались вверх, а совершали различные  танцевальные перестроения под музыку.  Так называемую «карусель». 

А затем  под бурные овации он продемонстрировал  зрителям  свой любимый трюк – свечу.

По его команде сразу 16 жеребцов встали на дыбы. Затем были выступления  других артистов.

Открытие нового стационарного цирка, наделало много шума не только  в Одессе. Это был колоссальный успех. (Эта дата и считается днём рождения  одесского стационарного цирка).  

  В   Новый год 1880 год Альберту Саламонскому удалось вновь покорить зрителя. Он представил свою пантомиму «Юлий Цезарь на Римской арене». Эта пантомима явилась самым  грандиозным представлением, когда-либо поставленным в Одессе. Что можно рассказать о том времени.

В цирке Саламонского всегда были хорошие программы, в них принимали лучшие артисты со всего света…». [8]

 

Новый владелец  очень любил клоунаду. В его программе выступало множество известных артистов этого жанра.

Буффонадное антре разыгрывали клоуны из Франции, братья Поль, Альберт и Франсуа Франтелли. Франсуа выступал в маске белого клоуна,  а Поль и Альберт – Рыжих.

Здесь началась цирковая карьера клоуна Танти( Бедини) и музыкальных эксцентриков « Бим-Бом» (Ивана Семёновича Радуского и Феликса Кортези. Начинались выступления как клоуна дрессировщика Владимира Дурова, а затем и Анатолия Дурова». [7]

 

 

С 1885 года, впервые в цирке стали делать детские спектакли, а под Новый год устраивались Рождественские праздники В новогодние представления  в цирке Саломонского на манеже  устанавливали большую ёлку,  возле, которой   каждый ребёнок получал подарок. Однако весной 1889 года по неизвестным причинам цирк  был разобран.

Так  Одесса осталась без стационарного цирка…

24 сентября  1889 года

«Одесский листок»  опубликовал следующее объявление: «Одессе, как видно, не суждено остаться без цирка. Цирк, как нам передают, будет принадлежать домовладельцу В. И. Санценбахеру, владеющему домом на углу Коблевской и Торговой улиц. Строителем цирка будет инженер А. Д. Гельфанд, который составил уже все необходимые планы. Постройка цирка обойдётся в 70 тысяч рублей. Он будет выстроен из камня, кирпича и железа. На 2000 с лишним зрителей. Конюшня, совершенно отдельное здание, будет выстроена из одного железа на 60 лошадей. Обширный ресторан будет с раздельными кабинетами. Освещение газовое, так как мерцание электричества признаётся для цирка не совсем удобным. Арендатором цирка является знакомый публике А. Шуман, который прислал сюда своего уполномоченного для заключения контракта на 10 лет. Цирк будет иметь паровое отопление. Предполагается скоро приступить к постройке, причём будут и ночные работы. Рассчитано так, чтобы цирк был готов ещё нынешней зимой».

Однако  быстро сказка сказывается, но не скоро дело делается.

Прошло  несколько  лет   и  «Железный цирк», или цирк-варьете,  открыли только в 1894 году, в юбилейный год столетия Одессы. Строилось здание из железных конструкций, спроектированных и изготовленных в Германии, и камня-ракушняка. На строительстве работало 14 рабочих, один инженер и прораб. Собирались железные конструкции без сварки, на заклёпках. Купол гофрированный, обитый внутри досками и войлоком, для сохранения тепла и акустики. Всё было продумано таким образом, что внутри была своя природная вентиляция: летом прохладно, зимой тепло. Из железа была выстроена и конюшня на 50 лошадей». [8]

 

Путеводитель по Одессе И. Сандомирского в 1901 году подробно описывает новое здание:

«Железный цирк» помещается среди двора, выходящего одною стороною на Коблевскую, другою - на параллельную ей Садовую улицу. Каменное здание цирка имеет форму двенадцатиугольника с большим двойным железным куполом. Главный вход со стороны Коблевской. Красивые железные ворота ведут в широкий подъезд, оттуда прямо в партер, ложи и первые места; по обеим сторонам подъезда железные ворота, ведущие во двор, а несколько далее этих ворот, с левой стороны, мраморная лестница во второй этаж, где помещается ресторан. В партере гнутые стулья, очень удобные, с автоматическими при вставании сиденьями. Во вторых местах красивые скамейки с такими же сиденьями. За креслами следуют ложи, которых 40, за ними первые места - 480, затем, во втором отделе, имеющем форму 12-тиугольника, расположены вторые места - 346, а за ними - галерея приблизительно на 1000 зрителей, без сидений. Всего цирк может вместить до 2300 зрителей. Кроме главного входа, из партера и лож есть ещё 5 боковых выходов, имеющих железные ворота. Купол весьма красивый, из волнистого железа, имеющий двойную железную крышу».

Известный одесский писатель Юрий Олеша в книге «Ни дня без строчки» описал внутреннее убранство цирка В. Санценбахера: «Плюшевый рай, ... рай мрамора, ступеней, золота, матовых ламп, арок, коридорчиков, эха, хохота, блестящих глаз, запаха духов, стука каблуков...»  [3]

 

Открытие цирка состоялось 25 января 1894 года гастролями широко разрекламированной цирковой труппы братьев Феррони, о чём одесситы узнали из местных газет:

«В скором времени прибудет в Одессу Итальянский цирк Братьев Феррони. Представления будут даваться во вновь устроенном цирке г-на Санценбахера на углу Коблевской и Садовой.

В день открытия цирка  произошло трагическое происшествие: в Вене скончался хозяин цирка В. И. Санценбахер. По  его завещанию цирк перешёл к дочери.

В некрологах местная пресса не скупилась на сгущения красок:

«... Железный цирк, как видно, требовал от владельца «железной» силы. Он свёл его в могилу... Какое печальное здание для смеха и клоунских шуток. От этого цирка веет кладбищенским холодом... Недаром «Братья Феррони» чувствуют себя здесь неловко. Им страшно войти в этот грозный «железный цирк». В Балте, Кишинёве, Ровно они чувствовали себя куда лучше. Там над ними расстилалась палатка, сквозь которую местами смотрели звёзды небесные...»

В день похорон В. Санценбахера цирк не работал, да и потом в течение всех гастролей трудностей хватало. Перед закрытием цирка дела шли далеко не лучшим образом. В связи с невысокой посещаемостью дирекция пошла на всякие уловки для привлечения зрителей. Так, каждый посетитель имеет право вести с собой одну даму бесплатно, или две дамы пользуются одним билетом. В последнюю неделю и того хуже, судя по объявлению в кассе: «Вход дамам бесплатный!» А ведь программа была не из слабых. Кроме семейных номеров Феррони еженедельно выступали новые гастролёры.

Приводим некоторые номера тех гастролей цирка «Братьев Феррони»:

  1. Знаменитый    английский    соло-клоун    с    дрессированными гусями Том-Феликс.
  2. Трио    невиданных    в    России    гимнастов-акробатов    на    5 американских турниках - румыны Думитреску.
  3. Первоклассный  наездник,  жокей,  исполнитель  неимоверно трудных трюков на неоседланной лошади Виктор Бедини!
  1. Несравненные,      вне      конкуренции,      гимнасты-акробаты, исполняющие на неимоверной высоте полёт через весь цирк с двойными и тройными пируэтами и сальто-мортале - трио
    американцев Дунбар, отличившихся на выставке в Чикаго.
  2. Первый раз в России Датский Придворный чревовещатель с
    говорящими искусственными людьми - Альфред Кристенс.
  3. Всемирно известный укротитель животных! Дрессированные музыкальные слоны мистера Томсона!

Большая швейцарская борьба на поясах.

Да, умели наши предки рекламой заинтриговать зрителя, но в данном случае и реклама не помогла.

В конце марта 1895 года «Итальянский цирк Братьев Феррони» закончил свои гастроли в Одессе в цирке Санценбахера.  Конфликт между братьями, который начался после смерти матери, достиг своей кульминации. Из Одессы они разъехались в разные стороны... Старший брат Оресто уехал с семьёй работать по удачно заключённому контракту. Константин (Таити) со своей семьёй переехал в Харьков, где цирк держал брат Альберт  Сур.

Америко, Орацио и Натали направились в Керчь во «Французский цирк Жана Годфруа».

В январе 1895 года состоялось венчание Натали Дионисовича Феррони и Софии Вольф. Свадебный вечер проходил в доме директора цирка Санценбахера на Коблевской улице.

 

После смерти В. И. Санценбахера, новые владельцы мало внимания уделяли цирку, и он начал угасать.

И тогда цирковой администратор Мориц решает взять на себя руководство цирком.

13 октября 1898 года в одесской газете «Театр» публикуется его заявление:

«Современный прогресс в искусстве вызвал с моей стороны решимость организовать в Одессе новое цирковое дело на разумных началах, по образцу заграничных цирков, о коих одесситы, побывавшие за границей, отзываются с восторгом. Упадок в последнее время интереса публики к цирку побудил меня поднять значимость его для публики. Изучив в совершенстве потребности новой организации, я устранил привившуюся рутину и смело вступаю в новое предприятие в надежде встретить сочувствие многоуважаемых одесситов. На первом плане будет стоять: организация труппы из лучших артистических сил, новейший репертуар, даваемый за границей в первоклассных цирках и разнообразие во всех проявлениях циркового искусства. Совершенным почтением Мориц» ». [3]

 

Во вторник 20 октября 1898 года состоялось торжественное открытие цирка. Билеты были распроданы ещё за два дня до представления. Множество людей - любители цирка и одесситы, желающие очутиться на открытие — не сумели на него попасть. Директор господин Мориц был встречен хлебом-солью и венком. В этот вечер состоялось большое представление в трёх отделениях.

Особенно понравились публике музыкальные клоуны, которые в эксцентрической манере, с комедийными трюками играли на различных музыкальных инструментах. Отличный номер продемонстрировала на трапеции воздушная гимнастка Катерина Вильям. Номер выделялся массой трудных и опасных трюков, которые состязались с пластикой и артистичностью артистки. Много аплодисментов выпало на долю дрессировщика лошадей г. Кука, чьи питомцы имели прекрасный вид на манеже и показывали великолепную дрессуру, чётко исполняя все требования дрессировщика. Прекрасную работу показали обезьяны дрессировщика Кэсса. Сильная трюковая часть чередовалась с массой комедийных ситуаций. Радовали глаз зрителей и великолепные костюмы выступающих на манеже артистов. Громом аплодисментов публика встретила своего прошлогоднего любимца, превосходного наездника и покорителя женских сердец, красавца г-на Курто. В программе присутствовало и буффонадное антре с участием молодого и перспективного клоуна Жакомино, настоящее имя Джакомо Чирени, который впоследствии становится известным и популярным клоуном. Жакомино привлекал зрителей своим обаянием, итальянским темпераментом и способностью устанавливать тесный контакт со зрителями. В его репертуаре было много музыкальных номеров, так как он имел хороший голос и исполнял итальянские песенки, аккомпанируя себе на концертино.  Он  несколько сезонов был соло-клоуном Одесского цирка. Помимо музыкальных способностей,  этот человек  был великолепным прыгуном и каскадёром, акробатом и наездником.

Клоун  дружил с одесским писателем И. Куприным, который описал его в рассказе «Соловей».

Куприн писал для Жакомино и киносценарии. После 1917 года Жакомино выступал в Париже, снимался в художественных фильмах в США. В 20 годах вернулся в Италию. В последние годы жизни Жакомино работал в казино кассиром и переводчиком. Умер прославленный клоун в Италии в 1956 году.

Приводим программу первых представлений осенью 1898 года на открытии цирка Вильгельма Санценбахера под руководством директора Морица:

Наездница   -   Клементина Орфорд

Воздушная гимнастка   -   Катерина Вильям

Всемирно известные гимнасты труппы Хильгерст

«Рыжий» клоун   -   Жакомино

Английский соло-клоун   -   Билли Гайден

Знаменитый Алекс и другие...

 

В середине декабря 1898 года в цирке Морица гастролировал известный дрессировщик-любитель П. С. Крутиков с двадцатью лошадьми. [2] Искусство дрессировки лошадей им доведено было до такой степени, что везде, в том числе и в Париже, его представления вызывали восторг и удивление знатоков циркового искусства.

Уроженец города Киева, сын генерала, он проживал в отцовском доме в Липках. В 1875-1880 гг. учился в камер-коллегии Павла Галагана. Окончил  юридический факультет Киевского университета и стал чиновником особых поручений при канцелярии Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора, работал в Киевской судебной палате. Однако со временем молодой человек оставляет государственную службу, и начинает в своём дворе заниматься тренировкой коней. [6]

 

Пётр Крутиков выступал с большими группами дрессированных лошадей русских пород и добивался выполнения животными сложных перестроений путём лёгкого взмаха перчаткой или голосом. В номерах Крутикова было много оригинальных трюков: лошадь складывала из кубиков заданные слова, пони указывал флаг любой страны.

П. Крутиков исполнял номер «Высшая школа верховой езды» на трёх лошадях, где он сидел на средней лошади, а две другие одновременно делали те же трюки, что приводило зрителей в восторг и заставляло зал не раз взрываться аплодисментами. (После 1947 года П. С. Крутиков жил за рубежом, где и окончил свой жизненный путь)». [5]

 

В  феврале 1901 года  в стенах Одесского цирка состоялось знакомство А.П. Чехова с А.Л.Дуровым. Современники утверждают, что не без рассказов знаменитого клоуна и дрессировщика появилась на свет чеховская «Каштанка». [1]

 О великом дрессировщике Владимире Леонидовиче Дурове и его брате - Анатолии, много раз выступавших на арене Одесского цирка, мне хотелось бы добавить несколько слов.

  Дуровы первыми провозгласили  главный принцип свой работы с животными, принцип трех «Л» - Любовь, Ласка, Лакомство (поощрение). И хотя Владимир был не менее талантливым клоуном-сатириком, чем его младший брат, прославился он, прежде всего, как несравненный и неподражаемый дрессировщик. Именно в дрессуре Владимир значительно превзошел не только своего брата, но и всех остальных современных ему дрессировщиков. Отметим, что еще в са­мом начале их творческой карьеры пути братьев разошлись, они ни разу не выступали вместе и никогда одновременно в одном городе.[3]

 Однажды поводом для острой шутки послужил конфликт Анатолия Леонидовича  с градоначальником Одессы,   по фамилии Зеле­ный. Конфликт возник именно тогда, когда артист гастролировал в Одессе. На одном из своих представлений А. Дуров вывел на манеж борова, выкрашенного в зеленый цвет, и обратился к другим живот­ным с такими словами: «Кланяйтесь ему, кланяйтесь, потому что он - зеленый».  Но мало кто знает, что    помогал ему  перекрашивать и дрессировать свинью не менее прославленный дрессировщик – Николай Волков. Вначале свинья не красилась, пришлось искать художника. Нашли художника итальянца, который подобрал краску.  За короткий срок Волков должен был выдрессировать свинью так, чтобы она подбежала к Дурову,  у которого на рту висел замок, толкнула его  и сорвала замок. Затем Дуров говорил такие слова:  «Вначале поспей, созрей, а потом мешай Дурову». Анатолий не боялся последствий так, как принадлежал к дворянскому роду. А дворян не арестовывали за такое,  а высылали в 24 часа из города.  Конечно, Дурову тут же было настоятельно предложено по­кинуть Одессу. И тогда артист покинул город выехав на зелёной свинье…[8]

 

10 апреля 1907 года в Одессе было учреждено, Всероссийское общество цирковых и шантанных артистов. Учредители общества: мещанин города Екатеринославля Кирилл Панкратьевич Спасовский, австрийско-подданный Ричард Иванович Вольд, итальянский подданный Джованни Распинини и редактор журнала «Театр и варьете   дворянин Даниил Григорьевич Порпурин.

 

С 1908 года во главе одесского цирка стал жандармский полковник С. А. Малевич, который сам держал антрепризу и приглашал на гастроли лучшие цирковые труппы. В летние месяцы цирк использовался под кинотеатр «Палас-театр».

В 1911 году в цирке С. Малевича гастролировала прибывшая из Парижа графиня де Моримонт со своей конюшней арабских скакунов. Только для первоклассных цирков, предлагала свой номер - наездница Густа фон Шулькевич, графиня де Моримонт. «Аристократки» выезжали на арену в длинных чёрных, амазонках, с полуцилиндрами на голове и своим обликом напоминали всадников XVIII века. Графиня окончила высшую школу верховой езды, где изучала все   тонкости   наезднического   искусства   с членами   королевской фамилии. Выступления графини из Парижа в одесском цирке проходили с большим успехом у публики из высшего общества, которые стремились в обязательном порядке попасть на представление для повышения престижа. Зрители получали истинное наслаждение и удовольствие от этих номеров.

В годы правления С. Малевича в цирке в обязательном порядке стали проводиться показательные выступления лучших борцов и боксёров. Эти выступления начинались  в третьем отделении циркового представления и продолжались до самого вечера, поэтому представители мужского населения Одессы ходили специально на третье отделение. Ежегодно в цирке  на  чемпионаты по борьбе и боксу  съезжались  лучшие профессиональные борцы и боксёры России и зарубежья.

Знаменательным считается 1912 год, когда  на манеже одесского цирка прошёл чемпионат Одессы по борьбе с участием сильнейших борцов-профессионалов со всего мира. Приводим вашему вниманию состав участников чемпионата Одессы:

Чернояно, Христо, Зелинский, Михалёв, Эрлих, Михельсон, Слуцкий, Урлих, Грингауз, Я Чая, Мансурадзе, М. Мкртычев, Старошвили, Виллинг, Альфонс Шварцер, Кара Юсуф, Василевский, Джаксон, Богатырёв, Христофоров, Джиованни, Зарембо, Урс и также наш знаменитый борец Иван Заикин, который прославился  в числе  первых воздухоплавателей в России. [7]

 

В этих чемпионатах и в показательных выступлениях успешно также  выступали и побеждали знаменитые борцы Иван Поддубный и Иван Заикин. В чемпионатах всех рангов и в показательных выступлениях принимали участие и также представители одесской школы борьбы Аким Гликин, Иосиф Грингауз,  и другие.

 

После событий 1917 года здание Одесского цирка перешло в собственность городского совета….но об этом уже другая история. 

(продолжение следует)

 

 

Список литературы:

 

  1. Рябинкин Ю. В.  Одесский цирк К 100-летию: Фотооочерк.; Одесса: Маяк, 1979, 31 с. с ил.
  2. Кучер А.А. Одесса цирковая  Фотооочерк. Изд. второе дополненное Одесса:, 1979,  31 с. с ил.
  3. Кучер А.А. Одесса, цирк и одесситы.– Одесса: Печатный дом, 2008. 440 с.
  4. Цирк. Маленькая энциклопедия. – 2 изд. сост. Шнеер А.Я., Славский Р. Е: - М. Советская энциклопедия, 1979. – 448с., ил.
  5. Рыбаков М.О. Киiевский цирк: люди, события, судьбы Изд-2-е дополненное. – К.: Аттика, 2006. – 304 с.
  6. Рыбаков М.А.  Вулиця архитектора Городецького: историко краезнавчи нариси. – К.: Фенiкс, 2007. 224 с.
  7. Кучер А.А. Цирковая династия из дворянского рода. Одесса: Печатный дом, 2007, 98 с.
  8. Файтельберг В.Р., Слисарчук В.М.. Бронзовый век Южной Пальмиры. Одесса.: КП ОГТ, 2008, 512 с.
  9. Вейнер Д.Н. Иллюстрированный путеводитель  Одесса, 1900. 96 с.

 

Автор: Вячеслав Слисарчук

 

Языки