Эксклюзивные новости от Вячеслава Слисарчука

Литература без границ

в п в с ч п с
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 

Судьба художника

Russian English Ukrainian

 

 В новогоднюю ночь  шесть  лет назад в Крымских горах погиб мой друг – талантливый художник, педагог, альпинист, спелеолог - Ясенчук Дмитрий Анатольевич.

 

 

ИСТОКИ ДРУЖБЫ

Наша дружба началось в 2006 году,  в тот период, мне довелось трудиться над созданием  рассказов  о контрабандистах для сборника «Бандитская Одесса»,  времён так называемого застоя. Для сюжета понадобилось узнать,  как происходит подделка художественных полотен. Мой хороший друг,  известный журналист – Андрей Анастасов, обещал меня познакомить с мастером, который смог бы мне это поведать. Мы встретились с Дмитрием Анатольевичем Ясенчуком, которого друзья называли просто «Димыч», в его творческой мастерской.

      Художник  поведал мне ряд интересных историй, которые произошли с ним и его знакомыми. Некоторые из его рассказов, впоследствии вошли в повесть «Посредник» (напечатано в сборнике «Бандитская Одесса - 9»). 

 

                       ТВОРЧЕСКИЕ РОЗЫГРЫШИ

     Вскоре мы с ним подружились, и я стал чаще бывать у него в гостях. Димыч оказался весёлым, общительным парнем, любил шутки и розыгрыши.  

     «Когда я учился в Грековке,  - рассказывал Димыч, -  мы с моим другом Костей, из пенопласта склеили  куб размерами полтора на полтора метра. Внезапно мне пришла в голову идея, превратить его в  кусок скалы.   При помощи гипса и краски, вскоре всё было  сделано. Своё детище мы водрузили, посредине проезжей части, а сами спрятались в кустах,   став фиксировать происходящее на старенькую видеокамеру. Многие автомобилисты удивлялись, откуда этот предмет взялся на дороге и обезжали,  нашу «каменную глыб». Происходило это в час пик.  Вскоре  с  одной  стороны остановился трамвай,  и моментально  образовался нешуточный автомобильный затор.   Некоторые    водители  «камень»  стали объезжать по тротуару, и поэтому срочно потребовалось убрать наше создание».

      Моё воображение живо представило эту картину. Автомобильная пробка непрерывно растёт, ведь на дороге вырос «метеорит», упавший неизвестно откуда. Из машин  доносится ругань и непрерывные звуки клаксонов.  Внезапно появляется Супермен Димыч, который одной рукой убирает непонятную преграду…»

В другой истории художник поведал,  как  в школьные годы нарисовал 10 рублей, но только с одной стороны.  Эту «фальшивку» он   подбросил в коридоре, а сам спрятался, ожидая, кто явится жертвой розыгрыша. Ждать долго не пришлось, вскоре червонец подобрал сосед-алкоголик, который тут же помчался в ближайшую наливайку…»

 

                          РОЖДЕНИЕ ТАЛАНТА

Появился на свет будущий художник -  30 марта 1968  году  в городе Хмельницком.

 Отец его  - Ясенчук Анатолий  Михайлович   слыл мастером  на все руки, так как за свою жизнь поменял множество профессий.   Жизненная стезя этого умельца  прошла от токаря- наладчика  до  художника-оформителя.

 Мать Дмитрия  – Войцеховская  Галина  Григорьевна  хотя и  закончила технический ВУЗ и работала инженером экономистом,   однако  очень   любила писать пейзажи и натюрморты, так как  в юности окончила художественную  школу. Слияние двух талантов, дало результат,  их  ребёнок изначально  генетически был предрасположен к творчеству.

   Каракули на   стенах и обоях, руки  выпачканные землёй и  глиной,   дворовые  кошки, разрисованные красками  - это были первые шаги молодого дарования на пути постижения мира прекрасного. Однако родители не сильно ругали за эти проделки сына, прекрасно понимая, что  искусство требует жертв. Ведь что такое обои  и кошки по сравнению с развивающимся талантом.

 Первым наставником для Дмитрия  стала  мама. Под её умелым руководством  мальчик  учился рисовать, да так,   что его детские рисунки вызывали восхищение у родственников   и знакомых семьи. Для него даже  специально  стали выписывать  журнал – «Юный художник».

В  семилетнем возрасте  Дима  удивил родителей  тем, что из выше названого журнала перерисовал портреты Рубенса и Веласкеса. Получилось очень, похоже, такой талант нужно было развивать, поэтому  родители отдали учиться Дмитрия в художественную студию.  И вот  итог   - в третьем классе его картина «Мушкетёр» - завоевала Гран-при города Хмельницкого.

 А с четвёртого класса помимо занятий экстремальными видами спорта (альпинизм, картинг),    он    начинает  обучаться  в Художественной школе у талантливого преподавателя

Л.А. Нечипоренко. Во всём старался преуспеть;  в написании пейзажей, в создании портретов, графических изображенийи ваянии  скульптур. За этот период   юноша показал себя способным и талантливым учеником.  Каждый год его работы   отправлялись на выставки, где занимали призовые места.

 

              ОТ ПЛАКАТОВ ДО ОФОРМЛЕНИЯ МУЗЕЕВ

В 14-летнем возрасте Дмитрий оканчивает  занятия  в художественной школе, однако продолжает учиться частным образом.  Свои уроки  он оплачивал сам.   Зарабатывал,    рисуя   плакаты музыкальных кумиров, того времени: Джона Леннона, Боба Марли, легендарных «Битлз», «АббА», «Бони М» и многие другие.   В этот перод  он  поступает в Хмельницкое профтехучилище на специальность художник,  витражист-оформитель.      Итогом упорного труда стал полученный   Красный диплом-отличника. Вскоре талантливый мастер   устраивается работать в  Художественный комбинат. Принимал участие в оформлении: различных  красных уголков, актовых залов, кабинетов, столовых и т.д. За выполнение «срочного госзаказа» их коллектив был даже  награждён  денежной премией, а молодой специалист Ясенчук, был отмечен благодарностью и удостоен разрешением,   рисовать  портреты Владимира Ильича Ленина (в те, годы это считалось очень почётным делом, и поэтому для того, чтобы запечатлеть облик вождя мирового пролетариата,  требовался документ, подписанный  в нескольких инстанциях)

 Будучи в армии  Дмитрий,  принимал  активное участие по  оформлению  кабинетов военной подготовки, где его талант эксплуатировали по полной программе, не только офицерский состав, но и сослуживцы.  За этот период им было создано три портрета Дзержинского, два Ленина, а также  оформлено множество дембельских альбомов.

После армии   Ясенчук  устроился работать в Художественный Фонд своего родного города. Их бригада принимала самое активное участие по оформлению музеев. За этот  год было оформлено восемь музеев, два из которых по его проекту. В частности проект по оформлению музея Николая Островского в Шепетовке.

 

ПО ПУТИ ИСКУССТВА

В 1989 -м сбылась его давняя мечта.  Талантливый юноша поступил в Одесское художественное училище имени академика Грекова.

В  этот   период   Ясенчук знакомится с творчеством французских художников импрессионистов, старательно изучает колористику, старается подражать Матиссу, а впоследствии знакомится с картинами Николая и Святослава Рерихов. Благодаря этому вырабатываетсяя свой  собственный стиль. Дима много путешествует по южному краю (Каролино-Бугаз, Тендеровская коса, Будакская коса,  Крымские горыи т.д.) и везде он пишет пейзажи.  За свою жизнь он принимал участие в различных выставках.

 

  «Весна- 94» , Киев

Июнь 1994 г – «Выставка молодых художников» Литературный музей. Одесса

Осень 1994 г .  Всеукраинская выставка. Киев

Январь 1996 Персональная выставка Литературный музей

«Марина- 96» г. Одесса

1997 год г. Одесса. Выставка маринистов « к 180-летию со дня рождения  И.К. Айвазовского»      экспонировалась    в   одесском краеведческом музее.

1998 год «Маринисты Одессы» ко дню святого Николая.

1998 год, май. -  галерея «Альфа-дизайн», персональная

1998 год, август, -  Одесса Литературный .музей - «Эзотерическая реальность».

Май 1999 г.  Киев. – Всеукраинская выставка

Весна – лето 99 – Одесса. Литмузей.

Июнь 2000 -  Совместная франко-украинская акция -  праздник искусств.

В последние годы жизни  талантливый мастер работал  частным образом, занимался арт-дизайном, ваянием  скульптур, написанием картин, реставрированием икон.  А также монументальными проектами, расписыванием потолков и стен, оформлением детских садов, ночных клубов и дискотек в Аркадии («Паго-мексиканская деревушка»; «Ибица»; «Итака») Отдельно хотелось бы отметить  голову «Посейдона» созданную им в аквапарке в посёлок Чабанка. Мастерски Дмитрий умел подбирать колор, в чём мне пришлось убедиться на собственном опыте.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ НОВОГОДНЯЯ КАРТИНА

 

В канун Нового 2010 года  мне вздумалось сделать ремонт на кухне  и  в коридоре.  Друзья мне подарили декорированные под дерево картонные панели.  Однако для задуманного, материала как оказалось не достаточно. Отправившись в вояж по строительным магазинам, мне удалось купить такие же панели, но только серого цвета. Дима сказал, что он их разрисует, да так, что не будет заметно. Мне в это верилось с трудом, ведь любой мастер знает, как трудно  разбавить краску и угадать  с цветом. Для того, чтобы попасть в тон, существуют специальные автоматы, в которых компьютер учитывает все нюансы оттенка. Дима умел это делать на глаз. Принеся из мастерской баночки с колором, Димыч принялся за дело. В поллитровой банке он стал смешивать цвета: немного коричневого, чуть жёлтого, оранжевого, белого, снова коричневого, другой оттенок жёлтого и т.д. После этого стал красить серые панели.  Сперва  -  подкладочный коричневый слой, на него жёлтую краску, а после высыхания полученную смесь. Когда он окончил, раскрашенные им серые панели невозможно было отличить от оригинала. После этого мы с ним в корридоре создали, как выразился Димыч концептуальную арт-декор картину «Празднование Нового года в каменом веке». Форма пещеры, повторяет очертания мамонта, за которым гонятся охотники, чтобы принести еду к новогоднему столу…»

 

МОЛИТВА МАСТЕРА

Конечно же, при таком умении, художник постоянно был загружен работой.  А  когда поджимали сроки с выполнением заказа, то он   брал меня с собой. В Одесском Горсаду в детском ресторане «Пиноккио», мне довелось раскрашивать стены в одном из помещений, а   Димыч в это время, с другим художником работали над созданием солнышка из пенопласта.  Иногда во время работы, Дмитрий  мог наизусть декламировать стихи любимого поэта Николая Гумилёва. Этот поэт поражал его своей образностью и красочностью произведений. Очень ему нравилось  стихотворение «Жираф» и « Молитва  мастеров», где были такие строки:

 
«Лишь небу ведомы пределы наших сил,
Потомством взвесится, кто сколько утаил.
 
Что создадим мы впредь, на это власть Господня,
Но что мы создали, то с нами посегодня».
 
 МИСТИЧЕСКИЕ ГОРЫ

Два, три  раза  в неделю Дмитрий преподавал рисунок и композицию. Увлекался даже моржеванием, несмотря на непогоду и лютый мороз, купался в море, но лишь  только намечался в работе перерыв, то  Дмитрий сразу же с обирался в Крымские горы. Там было одно место, где по его словам он черпал вдохновение, которое притягивало словно магнит. Здесь по древним преданиям, на плато массива Бойко феодориты вывезли Священный Грааль. Здесь он и по сей день находится в толще горы. Не зря несколько экспедиций уже в ХХ-том веке пытались раскрыть тайну высокой энергетики Бойка. Но безрезультатно. В 1927 году по заданию НКВД здесь работала экспедиция под руководством Барченко. Крымская Шамбала не открыла своих тайн и немецкой экспедиции службы «Аненербе» в 1943 году при оккупации Крыма. Обе экспедиции закончились крайне неудачно.  Димыч рассказывал, что  приходилось лично наблюдать, и не раз, как во время грозы молнии с завидным постоянством бьют в одну и ту же точку в скалу на западном склоне горы, избегая вершины. Что там, под слоем известняка таится? Вот именно туда Димыч, и отправился встречать Новый 2012 год. Что именно произошло с ним, для нас остаётся загадкой, ведь Дмитрий был опытным альпинистом. Думается, магические горы покарали отважного человека. В первых числах Нового 2012 года было найдено его тело, которое друзья перевезли и похоронили в Одессе

ПАМЯТЬ ЖИВА

А во второй день  марта 2012 года в музее частных коллекций им. Блещунова состоялась  выставка  памяти. В ней были представлены картины художника-альпиниста Дмитрия Ясенчука, трагически погибшего в крымских горах за 2 дня до нового 2012 года.  Художник не мыслил себя без гор, пещер, моря и неба. И все это он мастерски  изображал на своих картинах. Знатоки утверждают, что небо наиболее удавалось художнику. И теперь он смотрит на нас с небес, а мы отдаем дань его таланту живописца, друга и человека, влюбленного в жизнь. 

    В память о друге мною было создано посвящение – акростих.

 

Яркие блики колец Сатурновых

Сверху льётся магический  свет,

Ещё на стене -   ангелочки  амурные!

Но кто, же  художник? В живых уже нет! 

Через снега и ущелия горные,

Ушёл рисовать, он  широкий простор,

Каменных идолов, козни проворные…

Упал  альпинист у подножия гор.

 

Димы душа в небеса устремилась!

Море сверкнуло в лазурной дали,

И во Вселенной она  растворилась. 

Только стук сердца в глубинах земли.

Радугой в небо душа устремилась,

И засияла   звездочкой  вскоре,

Юнным она возродилась светилом,  

       и  озарила  небо, горы  и  море!

 
 

Мне хочется, чтобы будущие поколения знали и помнили о нём.  Ведь  созданные им творения, стали украшением не только  Одессы, но и Николаева, Ильичёвска, Херсона, Хмельницка, Шепетовки  и других городов Украины.

Приведённые ниже фотографии показывают  всего лишь несколько из многочисленных  картин и работ, выполненных этим талантливым  мастером за период проживания в Одессе с 2007 по  2011  гг.