Эксклюзивные новости от Вячеслава Слисарчука

Литература без границ

в п в с ч п с
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 

Амурские волны на берегу Чёрного моря или одесский Штраус

Russian English Ukrainian

 

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Двадцать девятого сентября 2011 года в нашем городе на Екатерининской площади состоялось знаменательное событие - открытие памятной доски Максу Авелевичу Кюссу.  В этом мероприятии участвовали многие музыканты из различных коллективов: оркестр Военной Академии, оркестр милиции, муниципальный оркестр, оркестр консерватории, которые исполнили избранные произведения этого талантливого автора. Руководил сводным оркестром заслуженный деятель искусств Украины, дирижер Лясота. Также на мероприятии присутствовали: директор одесского музея народной милиции -  В. Г. Ковтун, председатель совета ветеранов милиции - А. И. Киршта .  представители Одесского горисполкома,  представители различных ведомств, одесские краеведы и журналисты.       Этого мерроприятия могло и не быть, а то что оно  произошло,  в этом гигантская заслуга   - Николая Николаевича Подлегаева. Именно  он  добился увековечивания памяти талантливого композитора, чьё имя  долгое время было незаслуженно забытоЯ  же оказывал ему посильную помощь при работе с документами.    Но не буду забегать вперёд, расскажу  по порядку.

Однажды  с коллегой - Николаем Подлегаевым работая в архивах Одесского музея народной милиции над очередным материалом  для сборника Бандитская Одесса, мы наткнулись на патефонную пластинку. На ней была  надпись "Грёзы любви" и подпись композитор: Макс Кюсс.  Мне захотелось узнать:    "Кто это такой?" Стоявший рядом Николай Николаевич  Подлегаев  объяснил, что Макс Кюсс -   автор  знаменитого вальса "Амурские волны" ,  Между прочим наш земляк, который родился в  Одессе. Однако, где он жил неизвестно.   А жаль, если  бы узнать, то можно было бы увековечить его имя.

Находившийся рядом полковник милиции Исайя Григорьевич  Бондарев, внимательно слушая  наш разговор, возразил: "Как это неизвестно, нашей милиции было известно всё.    В тридцатые годы прошлого столетия Макс Авельевич руководил оркестром Одесской народной милиции.  В нашем архиве даже  сохранилось его личное дело".

   Нам стало любопытно  взглянуть на  автобиографию написанную рукой маэстро.   Мы пошли к директору и получили разрешение. И вот когда, я с нахлынувшим чувством прикоснулся к полуистлевшим пожелтевшим страницам, то тут мне и открылась интересная творческая, а также трагическая судьба, замечательного композитора.

РОЖДЕНИЕ  ОДЕССКОГО ШТРАУСА

Макс Авельевич Кюсс родился в 1874 году, в многодетной одесской еврейской семье. Его отец работал на пуговичной фабрике. Мать была домохозяйкой. В детстве одарённого ребёнка очаровали звуки скрипки, поэтому с годами он решил научиться играть на этом инструменте. В 1886 году после окончания городской школы,  Кюсс начинает брать уроки музыки на скрипке у частного преподавателя. Однако через два года пришлось прекратить занятия по семейным обстоятельствам. И все же влечение к музыке оказалось настолько сильным, что юноша поступает воспитанником на военную службу в музыкальную команду. В своих воспоминаниях он позднее поведал: « Там я самостоятельно выучился играть на кларнете и уже спустя несколько месяцев начал играть в духовом оркестре как подручный солист». Но пытливого, жаждущего знаний юношу не удовлетворяла казённая атмосфера, царившая в военном оркестре, и он покидает его. И вот перед ним встаёт неопределенность, и снова посещают горькие размышления о насущном заработке и куске хлеба. И всё же, несмотря на материальные трудности, он поступает в Императорское музыкальное училище. Наконец то осуществляется его мечта. Он вдохновлён надеждами, много работает, пробует сочинять музыку. Постепенно к нему приходит творческая уверенность. Играя в симфонических и духовых оркестрах, которые выступали в садах и парках Одессы, на Куяльницком и Хаджибеевском лиманах, Кюсс часто становится за дирижёрский пульт, постигая премудрости капельмейстерского искусства. В своей биографии он позднее напишет: «Вскоре я начал дирижировать оркестром и одновременно с этим стал заниматься композицией». В эти же годы Макс стал сочинять музыку – в основном песни, марши, вальсы. В девятнадцатилетнем возрасте, будучи влюблён в женщину старше себя, он посвящает ей свою первую композицию, которую так и называет «Грёзы любви». Это сочинение, принесло ему огромную известность и славу. Этот вальс становится очень популярным. Его часто исполняют военные оркестры в парках и скверах Одессы и других городах Российской империи. Успех окрыляет музыканта, и всё свободное время он отдаёт увлечению любимым делом, мечтая написать фундаментальное произведение, которые сразу бы получило мировое признание. Хочу подчеркнуть, что для современников каждое новое сочинения М.А. Кюсса было в какой-то мере значительным. В течение десяти лет капельмейстер М.А. Кюсс продолжает руководить различными оркестрами города, но работа уже не даёт ему полного удовлетворения. Постоянные нужда и бедность сковывают его творческий потенциал. Композитор мечтает найти такую работу, которая обеспечила ему материальное и стабильное положение, дав возможность всецело посвятить себя музыке.

НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

В 1903 году судьба забрасывает этого талантливого человека на Дальний Восток. Там Кюсс поступает капельмейстером в 11-й Восточно-Сибирский стрелковый полк, расквартированный во Владивостоке. В этом городе он прослужил до 1914 года. Этот период творческого расцвета, является самым интересным и значительным в его жизни. Участвуя в конкурсном выступлении военных оркестров Российской императорской армии, Оркестр под его управлением становится победителем. Сам же капельмейстер был награждён именными золотые часами из рук императрицы Марии Фёдоровны. По просьбе командира полка, в котором, он служил – Ильи Зурабовича Цинцидзе, Кюсс пишет марш своего 11 Восточно-Сибирского полка. И снова успех. Тихий океан, бескрайняя тайга, широкие просторы Сибири и Дальнего Востока, река Амур произвели на эмоционального одессита неизгладимое впечатление. Так на берегу этой могучей реки родился вальс, который очаровал и меня. А как могло быть иначе, ведь любовь, была залогом успеха, ведь это она навеяла мотив композитору и явилась основой для творчества. Как было написано на пластинке, что этот вальс – «Амурские волны» композитор посвятил своей любимой женщине – Вере Яковлевне Кириленко.

Кто же такая эта Вера Кириленко? Я задался этим вопросом и вот что сумел выяснить: Вера Яковлевна Кириленко – одесситка, жила на одной улице по соседству с Кюссом, и молодой человек питал к ней нежные и страстные чувства. Но, как иногда бывает в жизни, молодая девушка не ответила взаимностью и вышла замуж за военного моряка мичмана – офицера Черноморского флота. В 1904 году из-за столкновения геополитических интересов Россиии и Японии за сферы влияния в Северном Китае и Корее началась русско-японская война. Порт-Артур в прошлом китайский посёлок Люйшунь, будучи главной военно-морской базой России, на Тихом океане, оказался в эпицентре военных действий. В самом начале войны муж Веры Яковлевны ушёл добровольцем на фронт и погиб в первом бою. Узнав об этом, молодая вдова, уехала из Одессы в Порт-Артур. Здесь Макс Авельевич и Вера Яковлевна встретились, и она оставила в душе композитора неизгладимый след. Разгорелось былое чувство, и уже, будучи зрелым человеком, он ей посвятил вальс – «Амурские волны», но оказалось, что он сделал подарок всей России. Эта мелодия впервые была исполнена во Владивостоке военным духовым оркестром под управлением Макса Кюсса. Вскоре произведение было издано в фортепианом варианте (хотя написано для духового оркестра) на средства композитора: издатели не хотели рисковать своим капиталом. Во Владивостоке была выпущена первая пластинка с записью вальса. На обложке первого издания рядом с портретом и посвящением Вере Яковлевне Кириленко есть рекламная ремарка: «Колоссальный успех». Так, несмотря на прогнозы музыкальных критиков, вальс «Амурские волны» стал очень популярным. Однако вместе им быть было не суждено. Судьба распорядилась иначе. В 1914 году Макс Авельевич уехал на родину, а Вера Яковлевна осталась на чужбине. Сорок лет она прожила в оккупированной Японией крепости, ухаживала за могилой мужа и другими воинскими захоронениями. Все эти годы Вера Яковлевна была добровольной смотрительницей Русского кладбища в Порт-Артуре и настояла на том, чтобы японские власти установили там памятник русским солдатам и офицерам погибшим в русско- японскую войну. В августе 1945 года Порт-Артур был освобождён Советской Армией. Умерла Вера Яковлевна в конце этого года и была похоронена со всеми воинскими почестями как член правления Владивостокского отделения общества повсеместной помощи пострадавшим на войне и их семьям. Вот такой незаурядной женщине и был посвящён вальс – «Амурские волны»… Макс Авельевич Кюсс, прожил во Владивостоке почти двенадцать лет. Этот период жизни был апогеем творчества композитора. Публика восторженно приняла его новые вальсы «Моя тайна», «Скорбь души», «Разбитая жизнь» и др.

 

ТАЛАНТЛИВЫЙ КАПЕЛЬМЕЙСТЕР

1914 году грянула Первая Мировая война и Макс Авельевич попадает на фронт, где он служит капельмейстером 5-й Донской казачьей дивизии, затем капельмейстером отдельного батальона Георгиевских кавалеров. После революции с 1918 года Кюсс продолжает военную службу, но уже в рядах Красной Армии, капельмейстером 416-го Черноморского полка. Вместе с этим полком он прошёл весь путь до конца Гражданской войны. В 1919 году после смерти в Одессе Веры Холодной, композитор сочинил вальс «Королева экрана», посвятив его памяти великой актрисы немого кино (В одесском историко-краеведческом музее экспонируется нотный экземпляр этого вальса). В конце 1920 года он снова в родной Одессе, продолжает службу в 33-й стрелковой бригады ВОХРа. Через два года его переводят в Харьков, где он управляет оркестром в школе «Червоних старшин» им. ВУЦИК, затем переезжает в Москву. Последняя должность Макса Кюсса в Красной Армии – командир музыкального взвода Первого конвойного полка СССР. (Ныне это образцовый оркестр Кремлёвской роты почётного караула).

АРХИВНОЕ  ДЕЛО  

В упомянутом «Личном деле» находится характеристика – аттестация на командира музыкального взвода – Макса Авельевича Кюсса. Тов. Кюсс с большими музыкальными познаниями, своё дело любит и знает хорошо. Оркестр поставить может. В знании музыкального дела он требователен к подчинённым. Как специалист назначению своему вполне соответствует. В той же анкете специального назначения (форма 13) на вопросы: когда и где проходили советскую чистку и какие результаты? Кюсс ответил; результат хорош, социальное происхождение – из рабочих: семейное положение – вдовец. Ведь в 1921 году во время свирепствующего гриппа (испанки), умерла жена Макса Авельевича – Рахиль Эрлихман, с которой он прожил более двадцати лет. Их брак не был счастлив, двое детей – сын и дочь удерживали супругов от развода. В предвоенные годы дочь с семьёй жила в Иркутске, а сын в Харькове, где работал помощником коменданта Дома Красной Армии имени К.Е.Ворошилова. Брат и сестра Макса Кюсса жили и работали в Одессе. Сестра Хава Авельевна ( Или как называли её Ева Абрамовна Фельдштейн – Кюсс 1873 года рожд.

Работала на трикотажной фабрике и проживала по ул.Леккерта в доме №60 кв. 16 с мужем Шмулем Усимовичем Фельдштейном, портным и дочерью, Лизой Шмульевной 1901 года. Брат Макса Кюсса Бенцион (Борис) Авельевич 1875 года рождения, работал продавцом на 16 Станции Большого Фонтана жил в Театральном переулке в доме № 10 кв.5, с дочерью Эстер 1904 года и её мужем Иосифом Григорьевичем Брунштейном. Но хватит о его семье, вернёмся к Кюссу. Уволившись в 1927 году из Красной Армии, Макс Авельевич некоторое время проживал в Москве, где работал в различных музыкальных коллективах города, в том числе капельмейстером полка особого назначения ОГПУ СССР.Трудно сказать вернулся бы композитор в родную Одессу, если бы не печальная случайность. В один из январских дней 1934 года он поскользнулся, упал на обледенелый тротуар и сильно ушиб руку. Шли дни, недели, месяцы, а опухоль не проходила. Врачи посоветовали ему лечиться грязью Куяльницких лиманов. В июле того же года он приезжает в родной город и устраивается на завод им. Октябрьской революции (ЗОР), где руководит небольшим музыкальным кружком. В сентябре 1934 года Кюсс оформляется капельмейстером оркестра Одесской милиции.

 В ОДЕССКОЙ МИЛИЦИИ

Этот коллектив музыкантов был одним из лучших в довоенной Одессе, часто выступал в городском саду под руководством маэстро. Несмотря на преклонный возраст, Макс Авельевич был не согбен годами, а наоборот высокого роста, подтянут, с военной выправкой, в ладно сидящей униформе, с гордостью он носил фуражку со звёздочкой. Выступления оркестров под его управлением всегда собирали большую аудиторию. Композитора знала и любила почти вся Одесса, и он отвечал ей взаимностью. Прослужив два с половиной года в органах Одесской милиции, он подал рапорт, в котором писал; «Ввиду моей тяжёлой болезни прошу уволить меня со службы, так как играть больше не могу»… В 1937 году в нашем городе открыли военно-музыкальную школу для подготовки музыкантов духовых оркестров. В это учебное заведение его пригласили по классу кларнета. Будущий начальник военно-оркестровой службы Красной Армии С.А.Чернецкий (тот самый генерал, который впоследствии дирижировал сводным духовым оркестром из 1000 музыкантов на Красной площади во время Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года), отобрал группу талантливых ребят из Одесского детского дома для учёбы в музыкальной школе, где преподавал Кюсс. Среди этих ребят был и будущий военный дирижёр – Э.Верник, который поделился своими воспоминаниями на страницах журнала – «Музыкальная жизнь». Вот что он написал. «Среди ребят поступивших в музыкальную школу был и я. При распределении внутри школы я был направлен в класс кларнета, которым руководил М.А.Кюсс. В то время ему шёл 63-й год но, несмотря на свой возраст, Макс Авельевич с большой охотой взялся обучать нас – будущих военных оркестрантов и дирижёров. Он прививал нам любовь к музыке, много рассказывал о военных оркестрах, в которых он провёл всю свою жизнь. Делился воспоминаниями о своей службе на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны, а затем в Советской Армии. Он был нашим любимым преподавателем и являлся для нас как бы олицетворением лучших традиций военных музыкантов». В конце тридцатых годов вышла пластинка с записью музыкальных произведений Макса Кюсса. Все эти годы до трагической гибели композитор с воодушевлением продолжал творческую работу. Проживал он в маленькой комнатушке, большой коммунальной квартиры на Екатерининской улице дом №2 кв. 40. Был скромен в быту. Постоянно носил военную униформу…. Когда разразилась Великая Отечественная война, Макс Авельевич продолжал преподавательскую деятельность.

 НЕНАПИСАННЫЙ МАРШ ДЛЯ ОККУПАНТОВ

В июле 1941 года в виду приближения противника, когда музыкальная школа была эвакуирована на восток страны, сам маэстро не захотел покидать родную Одессу. С подходом неприятельских сил наш город стал систематически подвергаться систематической бомбардировке с воздуха, артиллерийским обстрелом из дальнобойных орудий. На улицах начали возникать стихийные митинги. Макс Авельевич постоянно в них участвовал, призывал одесситов отстоять любимый и родной край от нашествия оккупантов. За день до оставления Одессы советскими войсками, 15 октября 1941 года командир крейсера «Червана Украина» прислал домой к Максу Авельевичу матроса с предложением эвакуироваться ночью на его корабле в Севастополь. Но композитор отказался, заявив. « Не могу принять ваше лестное предложение, так как, Я родился, вырос в Одессе-маме и поэтому не брошу её в лихую годину, свяжу с ней свою судьбу до конца. Я приму все уготованные мне испытания и как профессиональный военный буду бороться с врагом…». В оккупированной Одессе фашисты составили списки всех евреев и коммунистов. Кюсс попал в эти оба списка и, конечно же, был арестован. Узнав о музыкальном таланте Макса Авельевича, начальник румынской сигуранцы предложил композитору сочинить марш в честь «победителей» в обмен на жизнь, но маэстро категорически отказался…

          Дальнейшая судьба М.А. Кюсса неизвестна. Нам не удалось отыскать какие-либо документы о его последних днях жизни. Сохранились лишь свидетельства очевидцев. В конце суровой зимы 1942 года по улице Пушкинской медленно двигалась колонна евреев – старики, женщины, дети. В их руках последние пожитки – узлы, кошёлки, чемоданы. И хотя они молча шли, глядя себе под ноги, румынские солдаты, то и дело подгоняли их. Холод и обречённость сковали этих несчастных, гнули к земле. В этом трагическом шествии выделялся высокий старик, его выправка выдавала в нём военного. руки были связаны за спиной, а непокрытая голова возвышалась над всеми. Свирепый морозный ветер трепал длинные седые волосы. И вдруг случилось невероятное, он высвободился от пут, сделал шаг в сторону, и с каким то безумством начал выкрикивать; … «Смерть фашистским оккупантам и их прихвостням», «Красная Армия всё равно победит!», «Да здравствует Советская Родина» Да здравствует товарищ… Раздался выстрел и пуля конвоира, прервала голос справедливости. Смертельно раненный человек упал, и кровавое пятно стало расползаться под ним. Маэстро так остался лежать в пушистом снегу, подарив свой последний прощальный поцелуй родной земле. А остальных погнали дальше – в гетто…» Так ушёл из жизни словно воин, павший на поле брани, знаменитый маэстро, гражданин, патриот своей Родины – Макс Авельевич Кюсс – композитор и музыкант, капельмейстер военных оркестров России и Советского Союза, автор вечно живого вальса «Амурские волны».

 УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ 

Хочу ещё сказать, что в 1944 году вальс «Амурские волны» как бы получил второе рождение. Интересу поспособствовал то, что Б.Васильев и С.Попов, написали текст на музыку Кюсса, а хормейстер – В. Соколов сделал к нему вокально-хоровую обработку. Плавно Амур свои воды несёт Ветер сибирский им песню поёт Тихо шумит над Амуром тайга Ходит пенная волна Величава и вольна…. В послевоенные годы вальс стал особенно популярен. Он звучит в исполнении лучших музыкальных коллективов страны. Ежегодно в России проводится фестиваль песни под названием «Амурские волны». А начальные звуки этого вальса стали позывными Московского радио для жителей Сибири и Дальнего Востока. И по сей день, за тысячи километров от Одессы память о нём жива. Проживающий во Владивостоке – член Приморского Союза писателей России – В.И.Лукач написал художественную повесть, посвящённую М.А.Кюссу – «Прерванный вальс». В 2002 году из под пера того же литератора, вышла новая книга о Максе Авельевиче – « Композитор, капельмейстер, век двадцатый». В Одессе его имя было незаслуженно забыто, многими поколениями…. Но наконец-то справедливость восторжествовала!  Однако  большому сожалению, погодные условия - проливной дождь - помешали многим присутствовать на этом знаменательном  событии.

 2 октября, 2011

Автор фоторепортажа и статьи: Вячеслав Слисарчук