Литературная Ялта, 4-й день
Аутка - Ласточкино гнездо -Ливадийский дворец
24 апреля 2013 г. «Удивительно! В городе, в котором так много скульптурных изваяний знаменитым людям, нет даже памятной доски такому многогранному писателю, каким являлся Константин Георгиевич Паустовский! - Наш предводитель, директор дома-музея Паустовского в Одессе Виктор Иванович Глушаков, с которым мы отправились на прогулку, захватив с собой несколько экземпляров «Моряк Украины», не скрывал своего недоумения, - А ведь Константин Георгиевич часто бывал здесь! Ведь Ялта сравнима с Тарусой и Одессой. Итак, решено! Сегодня отправляемся по его «стопам»!
Мы проходим мимо памятников Пушкину и Ханжонкову и оказываемся в живописном сквере… Скрестив руки на груди на нас уставилась мраморная женщина со строгими чертами лица. За её каменной фигурой - красивое здание с изящным турецким балконом. А на стене – табличка: «Здесь в 1897 году жила великая украинская писательница Леся Украинка».
Спускаемся по набережной. И еще одна неожиданность! Бородач на пьедестале, восседающий на стуле с блокнотом в руках, не был похож ни на Тургенева, ни на Льва Толстого. Одетый в современную куртку и брюки, он имел некую схожесть с Эрнестом Хемингуэем. Неужели знаменитый американский журналист - автор «Старик и море», тоже посещал Ялту? – подумалось мне. Но как оказалось, то был монумент, создателю легендарного разведчика Исаева – «Штирлица» - Юлиану Семёнову. В Крыму он черпал вдохновение и написал многие произведения.
Невдалеке окружённый экзотическими пальмами, в ярких рассветных лучах высится памятник А.М. Горькому. Бронзовый монумент выполнен искусно. Глядя на него, кажется, что Алексей Максимович, только что сошел с поезда… Длинное пальто небрежно перекинуто через левую руку, однако правой Горький уверенно держит свою знаменитую шляпу…
Немного поодаль расположился Приморский парк, в котором великий драматург А.П.Чехов (вернее, его изваяние) задумчиво глядит в морскую даль, зажав в руке блокнот. Кажется, что Антон Павлович недоволен тем, что творится вокруг: «… Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву» (Отрывок из пьесы «Вишнёвый сад»)
Вдруг дребезжание и визг бензопил, нарушают утреннюю идиллию. Слышится скрежет бульдозера. Это начали работать строители, ведь рядом возводится многоэтажное здание. Стальные зубья ковша экскаватора вгрызаются в грунт, выкорчёвывается «Чеховский парк»… облик Ялты меняется навсегда…
Аутка
Проходит немного времени и вот мы снова у "Белой дачи", но только с верхней улицы. «Это место любил посещать Константин Георгиевич Паустовский», – глаза Виктора Ивановича загорелись особым блеском. Кстати, в своей повести «Время больших ожиданий» Константин Георгиевич вспоминал, как прибыл сюда на пароходе в январе 1922 года.
«…Пассажирам объявили, что «Пестель» простоит в Ялте до утра, так как ночью идти из-за мин опасно. Желающие могут спуститься на мол, чтобы размять ноги, но в город выходить рискованно. Нет света, и к тому же на первом перекрестке могут остановить и раздеть, а то и убить бандиты»
Однако, несмотря на всё это Константин Георгиевич отправился в опасное путешествие. Вот что произошло дальше:
«… Я вынул спички и зажег сразу три, чтобы вспышка огня была ярче обыкновенной. Я решил прочесть вывеску.
Желтый огонь осветил ее, и я успел прочесть только три слова: «Дом Антона Павловича…».
Ветер задул спичку. Тотчас где-то выше по Аутскому шоссе хлопнул выстрел. Пуля низко пропела над оградой и с легким треском сбила ветку на дереве.
Вторая пуля пропела выше и ушла во мрак, где лежало онемевшее море.
Я вжался в нишу калитки. Я сразу все забыл: свое странное состояние, похожее на душевную болезнь, весь напряженный, как по канату, путь через зловещий город сюда, к дому Чехова.
Я был в этом доме еще мальчиком в 1906 году, на второй год после смерти Чехова, шестнадцать лет назад.
Я не понимал, да и сейчас не понимаю, почему я пришел на Аутку, именно к этому дому. Я не понимал этого, но мне уже, конечно, казалось, что я шел к нему сознательно, что я искал его, что у меня было какое-то важное дело на душе и оно-то и привело меня сюда… ».
Постояв несколько минут у этой самой калитки, мы спустились извилистыми улочками и оказались у филиала музея Чехова на ул.Кирова №32. Здесь Антон Павлович работал в 1897-1898 гг.
Каменное добротное строение с причудливыми башенками, увитое плющом и виноградом, сразу выделялось среди близстоящих зданий. Вдруг около вывески « Чехов и Украина. Экспозиционный отдел» мы снова, увидели знакомый силуэт – немца руководителя проекта ландшафтного дизайна, который, тоже поспешил ознакомиться с экспонатами этого музея. Мы поздоровались, разговорились, и посоветовали ему посетить Никитский Ботанический сад – там множество экзотических растений, и есть шо посмотреть!
Гуляем дальше. Недалеко от Чеховского музея Виктор Иванович остановился и взглянул на верхний этаж старинного двухэтажного здания. «Старожилы рассказывали, что именно на чердаке, этого дома Александр Ханжонков монтировал и хранил свои немые фильмы» – сказал он со вздохом - « А ещё это дом и моей юности. Ведь здесь жила та, что заставила трепетать мое сердце. Иногда вечерами я стоял на этом самом месте и пытался в окне разглядеть любимый силуэт. Девушку звали Ира, и впоследствии она стала моей женой и хранительницей очага «дома- музея К.Г.Паустовского». Кстати, теперь ее можно часто встретить в нашем гостеприимном музее (ул. Черноморская, 6)».
На этом наше путешествие не закончилось! Мы решили непременно посетить Массандровскую улицу, которую Паустовский описал в своём рассказе «Горсть Крымской земли”:
«Зимой 1935 года мы шли с Луговским по пустынной Массандровской улице в Ялте…»
«…Массандровская улица, какой была в то время, такой осталась и сейчас — неожиданно живописной и типично приморской. Неожиданно живописна она потому, что на ней собрано, как будто нарочно, много старых выветренных лестниц, подпорных стенок, плюща, Закоулков, оград из дикого камня, кривеньких жалюзи на окнах и маленьких двориков с увядшими цветами. Дворики эти круто обрываются к береговым скалам. Цветы всегда покачиваются от ветра. Когда же ветер усиливается, то в дворики залетают соленые брызги и оседают на разноцветных стеклах террас.
Я упоминаю это потому, что Луговской любил Массандровскую улицу и часто показывал ее друзьям, не знавшим этого уголка Ялты…»
«Ласточкино гнездо»
А в полдень нас ждала приятная морская прогулка. С борта, экскурсионного катера мы созерцали белоснежные корпуса гостиниц, санаториев, дач и дворцов, которые были похожи на жемчужины, рассыпанные по зеленому ковру ялтинского побережья. Вскоре судно под названием «Эол» домчало нас к подножию знаменитого «Ласточкиного гнезда». На краю скалистого утёса возвышался сказочный замок…
Существует легенда, что в этом месте в рассветных лучах любила омывать своё тело богиня - Аврора, в которую влюбился бог морей - Посейдон. Однако красавица отвергла его ухаживания, и разгневанный владыка морей стал топить все корабли на этом побережье, но, вспомнив о чудесной диадеме, решил применить хитрость - приворожить возлюбленную. Он подговорил бога ветров Эола, затянуть небо свинцовыми тучами, чтобы ни один рассветный луч не пробился через этот покров.
А когда Аврора задремала, ожидая восхода солнца, Посейдон подкрался к ней, чтобы одеть ей на голову заговорённый предмет. Но, внезапно корона выскользнула из рук и покатилась по склону скалистого утёса. Один из алмазных венцов, отскочил и застрял в расщелине. В этот момент вышло солнце, и осколок превратился в изумительный замок, навсегда оставшись символом неразделённой любви…
Возвращаясь обратно, мы одариваем экипаж «Эола» – экземплярами газеты «Моряк Украины».
Ливадия
Проходит два часа и перед нашим взором высится белоснежный дворец в стиле эпохи Возрождения. Мы - в Ливадии. Вскоре оказываемся в знаменитом Белом зале, где не только стены и потолок, но и драпировка мебели – цвета снега. Сквозь большие арочные окна, солнечный свет заливает прямоугольное помещение. Здесь в феврале 1945 года состоялось знаменательное историческое событие, которому посвящена вся экспозиция первого этажа - Ялтинская конференция. В коридорах портреты и фотографии – Иосифа Виссарионовича Сталина, Франклина Делано Рузвельта, Уинстона Черчиля. Шествуем через кабинет Рузвельта и оказываемся в зале, где руководители трёх союзних держав - СССР, США и Англии - подписали известное соглашение о создании антигитлеровской коалиции. На большом экране демонстрируется кадры военной кинохроники…
Поднявшись на второй этаж, попадаем в другую историческую эпоху. Сегодня здесь тоже большое событие - началась конференция приуроченная 300-летию династии дома Романовых. В фойе на пьедестале застыла в ожидании мраморная греческая красавица - «Пенелопа». Одна рука у локтя, другая упёрта в подбородок. Экскурсовод объяснияет что эту скульптуру, Марии Александровне – бабушке последнего российского императора, подарили одесские купцы в 1856 году. Далее мы узнаём, что первые сооружения на территории Ливадийского парка появились в ещё сороковых годах девятнадцатого века. Принадлежали они князю Потоцкому, пока имение не перешло в собственность царской фамилии. Сначала при Александре II , были построены два дворца, оранжереи, конюшни и церковь. Затем при и Николае II по проекту архитектора Краснова был сооружен этот дворец, где каждый экспонат дышит собственной историей. Особенно впечатляет: резная мебель, сервант с пасхальными писанками, старинные фотографии и гравюры, картины в позолоченных рамах, искусно выполненный гобелен с изображением царя Николая с супругой и сыном, а также граммофон с пластинками.
Выходим из дворца и оказываемся рядом с Крестовоздвиженской домовой церковью семьи Романовых. Около её входа - большой плакат с пояснениями:
«В этом храме, святым праведным Иоанном Кронштадским была отслужена панихида по умершему в Ливадии, осенью 1894 года Александру III. Здесь же принёс присягу на верность российскому престолу последний русский самодержец Николай II. И перешла из лютеранской веры в православную, его невеста, принцесса Гессенская Алиса, наречённая Александрой Фёдоровной».
Проходим дальше и выходим на Царскую тропу. Она была специально проложена в Ореанду для пеших и верховых прогулок царской семьи. Видим каменную стену, на которой вырезан маршрут, рядом - солнечные часы. Здесь любил бродить К.Г. Паустовский. В своём рассказе «Горсть Крымской земли» писатель вспоминает; как однажды зимой, с творческой компанией приехал сюда. Именно в Ливадийском парке Луговской поведал историю о громкоговорителе…
Дом писателей
Ялта . Вечер. «За изящной оградой в окружении высоких экзотических пальм возвышается собор Александра Невского. Ветер качает листья, пахнет морем. Даже этот храм неким образом связан с именем Паустовского. Настоятелем этого собора был отец Михаил. Семья, которого ютилась на улице Войкова в однокомнатной квартирке. Иногда на огонёк к батюшке приходил Константин Георгиевич Паустовский… Тогда афишировать знакомство со священнослужителями было небезопасно… Паустовский - обычно приносил коньяк, матушка-попадья что-то собирала на стол, и собеседники засиживались допоздна. Однажды у отца Михаила Паустовский познакомился с ректором Ленинградской духовной академии и долго состоял с ним в переписке. Была у них ещё одна общая знакомая — Мария Павловна Чехова. Отец Михаил был и её духовником.
Дальше по улице совершаем восхождение к бывшему Дому творчества писателей. Огибаем большой котлован и входим на территорию. Здесь царит запустение - парк неухоженный, на дорожках строительный мусор. Здание погружено в темень, на последнем этаже светится окно. «Когда-то здесь жил и плодотворно работал К.Г. Паустовский. Когда впервые Константин Георгиевич приехал сюда в середине тридцатых годов прошлого века, то писатели проживали здесь в деревянных домиках. Тут находится памятная доска тем, кто трудился в этих стенах…» - объясняет Виктор Иванович. Однако нас постигает разочарование - никакой таблички нет. У бокового входа в здание – искусно выполненный мраморный бюст Чехова. Неожиданно открывается дверь, появляется охрана. Нам предлагают срочно покинуть территорию, так как это уже частное владение…
На улице Леси Украинки находится здание, в котором украинская писательница жила в 1907 году. Виктор Иванович взволновано сообщает, что в этом доме он некоторое время проживал с Ириной Артёмовной и маленьким сыном Ванечкой…
Ночью ворочаюсь, размышляю. «У каждого была своя Ялта, у А.П.Чехова – одна, у К.Г.Паустовского – другая, у Виктора Ивановича – своя. Когда мне в следующий раз придётся здесь побывать, то это будут уже другие встречи, знакомства, новые впечатления, изменится облик этого города. Ялта словно юная красавица, находится в вечном поиске своей неповторимости…» С этими мыслями засыпаю.